Значение зрительной гимнастики в коррекционно-воспитательной работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения
Особое место в детской патологии занимают различные виды нарушения зрения, которые могут привести к полной слепоте, остаточному зрению, слабовидению или отклонениям в формировании полноценной функциональной зрительной системы
В настоящее время значительную часть в структуре глазной патологии занимают аномалии рефракции (близорукость, дальнозоркость, астигматизм). Помимо этого многие дошкольники страдают косоглазием, амблиопией и многими другими видами нарушения зрения. Одним из требований при организации коррекционно-педагогического процесса в специальном дошкольном образовательном учреждении является строгое соблюдение охранительного режима и проведение мероприятий, связанных не только с лечением, укреплением и восстановлением зрительных функций, но и профилактикой зрительных нарушений. Профилактика зрительных нарушений является неотъемлемой составляющей коррекционно-педагогической деятельности в образовательном процессе детей с нарушениями зрения. К профилактическим мероприятиям, предотвращающим прогрессирование нарушений зрения, относятся:
— соблюдение санитарно-гигиенических условий обучения;
— использование наглядных пособий, имеющих хорошее качество оформления, соответствующее санитарным нормам и правилам;
— чередование занятий детей с отдыхом;
— контроль за правильной позой детей во время занятий;
— организация систематических прогулок и игр на свежем воздухе;
— активное гармоничное физическое развитие детей;
— организация рационального питания и витаминизации;
— исключение зрительных нагрузок за полчаса до сна
— проведение гимнастик для глаз в детском саду и дома;
Гимнастика для глаз снимает зрительное напряжение, повышает зрительную работоспособность, улучшает кровообращение и способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний, а также более быстрому восстановлению работоспособности и эффективному усвоению учебного материала. Цель зрительной гимнастики – включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот – расслабить те глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка. Гимнастику глаз проводят постоянно со всеми детьми или индивидуально во всех возрастных группах, несколько раз в течение дня от 3-х до 5-ти мин. Упражнения для глаз одинаковы для всех возрастных групп, но дозировка постепенно увеличивается в старшем дошкольном возрасте.
Тифлопедагог О.М.Дамм |