Занятия тифлопедагога в начальной школе
В начальных классах нашей школы для детей с нарушением зрения продолжается специальная коррекционная работа по развитию зрительного восприятия детей, начатая в детском саду. У детей формируют зрительные образы тех объектов, которые изучаются на общеобразовательных уроках.
В ходе занятий совершенствуются способности детей к зрительному выделению, восприятию основных информационных признаков (формы, величины, цвета, яркости, контраста и др.), позволяющих безошибочно опознавать объекты. Младших школьников с нарушением зрения учат опознавать и сравнивать объемные геометрические тела, предметы с их контурными, силуэтными, точечными, черно-белыми и цветными изображениями.
Значительное место в коррекционном курсе по развитию зрительного восприятия отводится формированию у детей зрительных образов и представлений об окружающем мире, буквенных и цифровых изображений.
Специальные коррекционные занятия по развитию зрительного восприятия у школьников с нарушением зрения теснейшим образом связаны с развитием других – несенсорных психических функций (зрительной памяти и зрительного внимания, мышления, мотивации деятельности, интересов, эмоций). Осуществляется не только стимуляция зрительных функций, но и познавательной, творческой деятельности детей.
Специальные коррекционные занятия по развитию зрительного восприятия у школьников с нарушением зрения теснейшим образом связаны с развитием других – несенсорных психических функций (зрительной памяти и зрительного внимания, мышления, мотивации деятельности, интересов, эмоций). Осуществляется не только стимуляция зрительных функций, но и познавательной, творческой деятельности детей.
При обучении пространственной ориентировке младших школьников с диагнозами косоглазие и амблиопия (функциональное слабовидение) большое значение приобретает развитие стереоскопического зрения. В этом смысле весьма эффективны игры и упражнения, требующие оценки детьми глубины пространства, удаленности предметов и объектов, расстояния между ними.
Формирование у учащихся с нарушением зрения начальных классов умений моделировать пространственные отношения, читать схемы пространства, соотносить расположение реальных предметов в пространстве со схемой, а также самостоятельно составлять схемы пространства является важнейшим средством коррекции нарушений зрительно-пространственной ориентировки, (Л.И. Солнцева, Л.И. Плаксина), поэтому обучению детей ориентировке в пространстве с помощью схем отводится значительное место на специальных коррекционных занятиях тифлопедагога.
Специфика организации специальных занятий тифлопедагога в начальной школе состоит в том, что проводить их можно только по окончании уроков. В течение недели каждый ребенок посещает занятие тифлопедагога минимум один раз.
Тифлопедагог: Куклина Н.Ю. |