Развиваем осязания и мелкую моторику
Задача тифлопедагога научить дошкольников с нарушением зрения:
- Получать информацию об окружающем мире с помощью осязательного восприятия
- Использовать эти умения в самостоятельной игровой, учебной, бытовой деятельности
Этапы и методы по развитию осязания и мелкой моторики рук
v Знакомство детей со строением рук, названием пальцев, их функциональным назначением
v Обучение выполнения различных действий всей рукой и каждым пальцем в отдельности, по определенному плану (например, дотронуться до игрушки указательным пальцем); погладить мягкую игрушку всей рукой; собрать палочки двумя пальцами – указательным и большим; застегнуть пуговицу тремя пальцами – указательным, средним и большим. Подобные упражнения помогают детям быстро запомнить название каждого пальца и понять возможности использования рук
v Формирование умений сочетать действия с целенаправленным зрительным восприятием. С целью обучения детей зрительному контролю, за действиями своих рук, предлагаются задания, в которых надо обвести предмет по контуру (пальцем, указкой, фломастером, рукой); подобрать изображения к контурам, фигурки к прорезям, обвести их рукой и точно наложить.
v Развитие умение, выделить необходимые признаки и словесно их обозначить
v Повышение осязательной чувствительности пальцев рук, точности и координированности движений, (упражнения с использованием мячей, конструирование, лепка, аппликация, пластическое моделирование; работа с бумагой, фольгой, нитями, палочками, с мозаикой и т. п.)
v Формирование осязательных представлениий об облике человека (знакомство со строением тела человека, с соотношением его частей, индивидуальные особенности внешности
v Формирование навыков социально-адаптивного поведения, (упражнять в различении и самостоятельном выполнении, движений рук: узнавать детей и взрослых по величине и форме рук, по силе пожатия.) Упражнения помогают в решении задачи формирования у детей неречевых средств общения, являющимися для них социально значимыми.
Тифлопедагог О.М.Дамм |