Размер шрифта: A A A
Цвет сайта:
Интервал между буквами: Обычный Средний Большой
Суббота, 27.04.2024, 04:07
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

МАОУ "СОШ № 7 имени Пичуева Л.П." (детский сад)

Каталог статей

Главная » Статьи » Методическая деятельность » Тифлопедагог

Развитие осязания и мелкой моторики на специальных коррекционных занятиях тифлопедагога

Развитие осязания и мелкой моторики на специальных коррекционных занятиях тифлопедагога

Тифлопедагог ставит перед собой задачу научить дошкольников с нарушением зрения получать информацию об окружающем мире с помощью осязательного восприятия, использовать эти умения в самостоятельной игровой, учебной, бытовой деятельности. Коррекционная программа по развитию осязания и мелкой моторики (составители В. З. Денискина и Л. И. Плаксина 1997 г.) рекомендует обязательное включение в каждое коррекционное занятие упражнений для рук (снимающих напряженность мышц, развивающих подвижность и гибкость).

Первые занятия тифлопедагог посвящает знакомству детей со строением рук, названием пальцев, их функциональным назначением; учит выполнять различные действия всей рукой и каждым пальцем в отдельности (например, дотронуться до игрушки указательным пальцем); погладить мягкую игрушку всей рукой; собрать палочки двумя пальцами – указательным и большим; застегнуть пуговицу тремя пальцами – указательным, средним и большим. Подобные упражнения помогают детям быстро запомнить название каждого пальца и понять возможности использования рук.

Тифлопедагог формирует у детей последовательное осязательное обследование игрушек и предметов ближайшего окружения по определенному плану: правильно брать их в руки (например, грибок надо брать за ножку, куклу держать за середину туловища, лицом к себе); обследовать двумя руками, сверху вниз; обращать внимание на детали, особенности строения; выделять все осязательно воспринимаемые признаки, отличающие ту или иную игрушку, предмет, т. е. те, по которым они могут быть узнаны. Свои действия при осязательном обследовании дети должны научиться сочетать с целенаправленным зрительным восприятием. С целью обучения детей зрительному контролю за действиями своих рук тифлопедагог предлагает задания, в которых надо обвести предмет по контуру (пальцем, указкой, фломастером, рукой); подобрать изображения к контурам, фигурки к прорезям, обвести их рукой и точно наложить.

На первых этапах обучения тифлопедагог проводит с детьми игры и упражнения, требующие одновременного использования и зрения, и осязания. Позже детей учат обследовать и узнавать игрушки, предметы, геометрические эталоны только осязательно.

Важнейшим предметом на первых этапах обучения выступают совместные обследующие действия ребенка и тифлопедагога, сопровождаемые словесными описаниями тифлопедагога, а позже – самого ребенка. Вопросы, которые тифлопедагог задает ребенку, направляют его осязательное обследование, помогают выделить необходимые признаки и словесно их обозначить. Например.

«Что это?», «Какой формы этот предмет?», «Какие детали есть у этого предмета?», «Из чего сделан этот предмет?», «Какая у него поверхность?» и т.д.

Тифлопедагог включает в занятия игры и упражнения, повышающие осязательную чувствительность пальцев рук, развивающих точность и координированность движений рук. Детям предлагается разложить разные по форме и величине камушки, детали конструктора, элементы различных мозаик, разные по форме и материалу, из которого сделаны, мелкие игрушки и т. д.

Для укрепления мышц, развития силы пальцев предлагаются упражнения с использованием с различных мячей (резиновых, пластиковых, матерчатых, массажных, теннисных), резиновых и поролоновых губок.

Одним из разделов курса по развитию осязания и мелкой моторики является формирование у детей осязательных представлений об облике человека. Особую важность они приобретают для детей с глубокой зрительной патологией.

В упражнениях по осязательному обследованию себя, своих сверстников, взрослых дети знакомятся со строением тела человека, с соотношением его частей; познают общие для всех людей и индивидуальные особенности внешности (например, у одного ребенка волосы длинные, а у другого короткие; у одного прямые, а у другого волнистые; у одного ребенка нос прямой, а у его товарища – вздернутый кверху, т. е. курносый и т. д.). В результате такого осязательного обследования и сравнение у детей создается понятие о внешности человека, об индивидуальности его облика.

С целью формирования у дошкольников с патологией зрения навыков социально-адаптивного поведения тифлопедагог учит их использовать осязание в общении с детьми и взрослыми. Например, детей упражняют в различении (и самостоятельном выполнении) движений рук: узнавать детей и взрослых по величине и форме рук, по силе пожатия. Тифлопедагог демонстрирует детям, как меняются движения человека в зависимости от настроения, самочувствия, отношения к другому человеку или к его действиям; предлагает детям показать друг другу различные движения, например: «Ласковая рука», «Нежное пожатие», «Строгая рука», «Сильное пожатие», «Успокаивающая рука» и т. д. Подобные упражнения помогают тифлопедагогу в решении задачи формирования у детей неречевых средств общения, являющимися для них социально значимыми.

В занятия по развитию осязания и мелкой моторики тифлопедагог включает различные виды предметно-практической деятельности детей (конструирование, лепку, аппликацию, пластическое моделирование; работу с бумагой, фольгой, нитями, палочками, с мозаикой и т. п.). Проводиться также обучение детей элементам письма и рисования, детей с глубоким зрительными нарушениями обучают чтению рельефных рисунков.

Важнейший вопрос, на решение которого обращает внимание тифлопедагог – обучение детей использованию осязания и движений рук при выполнении различных предметно – практических действий (со зрительным контролем и без него). В тех ситуациях, когда использование зрения затруднено или невозможно, ребенок должен уметь выполнять действия и контролировать их с помощью осязания. Например, при обучении слепых и слабовидящих детей конструированию из бумаги, слепых детей – выполнению построек из строительного материала. Это такая работа, которая требует умения точно совместить углы и стороны бумаги, стороны и грани деталей строителя и т. п.

Большое значение придается активному включению речи детей в процесс осязательного обследования. Их учат рассказывать о своих осязательных ощущениях, о тех признаках игрушек или предметах, которые они могли выделить с помощью осязания; сравнивать их между собой, сопоставлять со зрительными.

Для детей, имеющих очень низкое зрение, такие умения приобретают огромное компенсаторное значение. Так, дети быстрее узнают предметы на расстоянии, если у них есть уже о них осязательное представление. В этом случает дети воспринимают с помощью зрения ярко выраженные и легко воспринимаемые признаки предмета (их цвет, форму и величину), анализируют эту информацию, сопоставляя ее с имеющимся опытом осязательного восприятия предмета.

Развитие у дошкольников со зрительной патологией, осязания и мелкой моторикой расширяет их познавательные возможности, способствует развитию мыслительной деятельности и речи, обогащает их представления об окружающем мире, позволяет лучше ориентироваться в нем.

Тифлопедагог О.М.Дамм

 

 

 

Категория: Тифлопедагог | Добавил: KolokolchikUI (21.03.2017)
Просмотров: 438 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz