На занятиях по ориентировке в пространстве
Зрительно-пространственные представления имеют особое значение для ребенка в детском саду и в процессе его обучения в школе, так как овладение буквами алфавита, числовыми изображениями, ориентировка в тетради, ориентация в географической карте и т.п. предполагает определенный уровень развития зрительно-пространственных представлений. В дефектологическом словаре дано следующее определение слова «ориентировка»: это выбор направления движения, умение разобраться в окружающей обстановке и составить по воспринимаемым признакам представление о расположении окружающих предметов. Далее говорится о том, что это сложная познавательная деятельность, в которой участвуют различные психические функции: узнавание, восприятие, наблюдение предметов и явлений, воспроизведение прежних представлений, мышление и др.
На коррекционных занятиях с помощью игровых моментов, дидактических игр и упражнений дети овладевают навыками ориентировки в пространстве. Начиная с младшего возраста, дети сначала знакомятся со своим телом, учатся ориентировке на нём с помощью разных игр и упражнений. Например, «Лицо», «Колечки», «Игры с флажком», «Куда прыгнул Пушок», «Зеркало» и др.
С помощью таких игр, как: «Капризный фотограф», «Магазин», «наведи порядок на полке с игрушками», «Встань по порядку», «Муха», «Стрелоплан», и др. дети сначала учатся определять место положения предмета от себя, его положение по отношению к другим предметам, отношение между предметами, упражняясь в речевом обозначении пространственных отношений: пользуясь в своей речи предлогами и наречиями с пространственным значением.
Далее ребята учатся составлять схемы, ориентироваться в клетке тетради (игра «Графический диктант»). На занятиях применяю игры на формирование у детей умений создавать простейшие модели пространственных отношений между игрушками, предметами и их заместителями (моделирование), собирать по схеме: «Сложи узор», «Танграм», «Палочки Кюизенера», «Блоки Дьенеша», конструирование из строительного материала и составление схемы постройки и др. Создание схем и ориентировка в них - сложная умственная работа, поэтому такая задача ставится в старшем дошкольном возрасте. Сначала мы составляем с детьми простые схемы пути, схемы расположения предметов на столе, на полке, затем схемы макетов помещений, а потом уже схемы групповых комнат и других помещений детского сада, схемы игровой площадки, используя для этого разные способы: выкладываем из строительного материала, геометрических фигур, рисуем с помощью линейки – трафаретки, выкладываем с помощью прибора «Графика» (магнитные палочки и геометрические фигуры).
С появлением в активном словаре дошкольника слов: влево, вправо, вперёд, назад, близко, далеко - восприятие пространства поднимается на новый качественно более высокий уровень: расширяются и углубляются пространственные представления. Ведь только на уровне словесных пространственных отношений, в основе которых лежит непосредственный чувственный опыт ребёнка, возможно, говорить об осознанном овладении ребёнком пространством.
При составлении схем и ориентировки на них у детей развиваются все психические процессы: восприятие пространства, мышление, внимание, память, мелкая моторика, что является важным при подготовке детей к школьному обучению.
Тифлопедагог Куклина Н.Ю.
|