Через какие занятия можно добиться улучшения в коррекции зрения?
(Рекомендации разработаны и предложены нам для апробации кандидатом педагог. наук Подколзиной Е.Н.)
Занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим
1. Тренировка амблиопичного глаза.
• При использовании демонстрационного и развивающего материалов ярких цветов (в соответствии со зрительной нагрузкой. А. Григорян) – раздражающе воздействующий на колбочковый аппаратный глаз.
• При рассматривании мелких предметов и их изображений.
• При рассматривании мелких деталей и сюжетных картинок.
• При обучении детей узнаванию и называнию предметов окружающей обстановки и игрушек с мелкими деталями – в процессе целенаправленного их рассматривания, сравнения, нахождения сходства и различия.
2. Формирование зрительного восприятия (от последовательного к целостному).
• При обучению рассматриванию больших сюжетных картин и составлению по ним рассказа.
3. Развитие глазодвигательных функций.
• При обучении рассматриванию вертикально и горизонтально расположенных изображений.
• При обучении рассматриванию изображений на демонстрационной доске, большом фланелеграфе в различном порядке: вертикально, горизонтально, вразброс.
4. Развитие и тренировка зрительного внимания.
• В процессе формирования у детей умения сосредоточиться при наблюдении различных объектов и явлений окружающего.
• При обучении рассматриванию сюжетных картин, нахождению на них заданных объектов.
• При обучении описывать игрушки, предметы, называя их характерные признаки.
• При обучении детей сравнению игрушек, предметов, изображений.
Изобразительная деятельность
1. Тренировка амблиопичного глаза.
• При использовании в рисовании определенной цветовой гаммы (зрительная нагрузка. А. Григорян).
• При рассматривании образцов с мелкими деталями.
2. Развитие цветового восприятия.
• При обучении различению цветов окружающих предметов и их оттенков.
• При обучении подбору фона бумаги и соответствующих красок.
• При обучении соотнесению цвета натурального предмета и его изображением.
3. Развитие зрительного внимания.
• При обучении рисованию с натуры (зрительный анализ натуры, соотнесение с ней рисунка).
• При обучении замечать, выделять характерные признаки предметов, определять их сходства и различия.
4. Развитие зрительной памяти.
• При обучении воспроизведению наблюдаемых объектов и явлений.
5. Развитие микроориентировки.
• При обучении детей ориентировке на листе бумаги (учить различать середину, углы, правую и левую, верхнюю и нижнюю стороны).
• При обучении чередованию узоров на полоске, круге, квадрате и т.д.
• При обучении расположению рисунка на всем листе, в центре и т.д.
6. Развитие микрокоординации движений пальцев.
• При обучении технике работы с карандашом, фломастером, кистью.
• При обучении проводить прямые, волнистые, зигзагообразные, ломаные линии.
7. Развитие осязательного восприятия.
• При обучении обследованию предметов, служащих натурой.
8. Развитие бинокулярного зрения.
• При рисовании сюжетных изображений (с 2-х, 3-х плановой перспективой).
Лепка
1. Развитие зрительного внимания.
• При зрительном выделении характерных признаков натуры, предметов, служащих образцом.
• При сравнении своей работы с образцом.
2. Развитие микрокоординации движений пальцев рук.
• При обучении передавать в пластилине, глине форму предметов, их строение.
3. Развитие осязания.
• При обследовании предметов, служащих образцом, их соотнесение со своей работой, определение сходства и различия.
Аппликация
1. Тренировка амблиопичного глаза.
• При выборе бумаги определенной цветовой гаммы.
• При рассматривании образца для аппликации ( с мелкими деталями).
• При сравнении ребенком своей работы с образцом.
2. Развитие микроориентировки.
• При расположении деталей аппликации в заданном порядке.
• При словесном обозначении расположения изображения на бумаге.
3. Развитие микрокоординации движений пальцев.
• При обучении работе с ножницами.
• При расположении деталей аппликации на листе бумаги.
Конструирование
1. Развитие бинокулярного зрения.
• При соотнесении постройки с образцом.
• При совмещении деталей конструктора, строительных материалов.
• При соотнесении деталей конструкции по величине, форме.
2. Развитие микрокоординации движений пальцев рук.
• При выполнении бумажных конструкций.
• При обучению точному расположению, совмещению деталей постройки.
3. Развитие осязания.
• При обучении обследованию деталей конструктора, стройматериалов на ощупь.
4. Развитие микроориентировки.
• При обучении располагать постройки их детали в заданном месте.
• При словесном обозначении пространственных отношений.
Физическая культура
1. Тренировка амблиопичного глаза.
• При использовании для физических упражнений ярких предметов и атрибутов.
• При обучении детей передвижению в пространстве с использованием цветовых и световых ориентиров.
2. Формирование бинокулярного зрения.
• С этой целью используются игры и упражнения на меткость в цель (игры типа «Серсо», баскетбол, волейбол, сбивание кеглей, игра «Найди свой домик».
3. Развитие прослеживающих способностей глаз.
• При обучении детей ходьбе по шнуру, скамейке, прямым, ломаным, зигзагообразным дорожкам между кубов, кеглей (с прослеживанием взором своего пути).
4. Развитие слухового восприятия.
• С этой целью используются игры и упражнения с озвученными предметами: погремушка, колокольчик, бубен и т.д.
Подготовила Учитель-дефектолог (тифлопедагог): Силантьева Н.П. |