Патриотическое воспитание
«Народ в наиболее чистом виде
всегда представляют дети.
Когда национальное умирает в детях,
то это означает начало смерти нации». Г.Н. Волков
Любовь к Родине – это одно из самых сильных чувств, без которого человек не может ощущать своих корней. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал причастность к своей Родине, личную ответственность за родную землю и ее будущее.
Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый ребенок в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детском саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему отечеству. Необходимо отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес.
Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Суть патриотического воспитания дошкольника состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких ребенку людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице на которой он живет, детскому саду, городу.
В процессе патриотического воспитания, мы используем разнообразные методы и приемы, но обязательно учитываю психологические особенности дошкольника (эмоциональное восприятие им окружающего, образность и конкретность его мышления, глубину и обостренность первых чувств, отсутствие в полной мере «чувства истории», понимания социальных явлений и др.).
План поэтапной работы патриотического воспитания.
1.Оформление патриотического уголка в группе.
2. Ознакомление дошкольников с родным городом.
3. Введение краеведческого материала в работу с детьми с учетом принципа постепенного перехода от близкого ребенку, личностно для него значимого, к менее близкому – культурно-историческим фактам.
4. Формирование личного отношения к фактам, событиям явлениям в жизни города; создание условий для активного приобщения детей к социальной действительности, повышение личностной значимости для них того, что происходит вокруг.
5. Приобщение детей к истории, культуре, природе родного города, выбор ими той деятельности, в которой они хотели бы отразить свои чувства, представления об увиденном и услышанном. (Творческие игры, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, проведение экскурсий, деятельность охране природы и т.п.).
Формирование патриотических чувств у детей проходит в тесной взаимосвязи с семьёй. Подключение семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Мы в своей работе с семьёй опираемся на родителей не только как на помощников, но и как на равноправных участников формирования детской личности.
Воспитатель подготовительной группы 03: Перфильева В.А. |