Кукла в жизни ребёнка
Кукла- самая древнейшая из всех игрушек- появилась почти одновременно с появлением человека. И всегда была рядом с ним, принимая самые разнообразные облики и выполняя любые функции. Кукла выполняет важную функцию в процессе человеческой социализации. Кукла и игра с ней позволяет «внедриться» в традицию, в особое «пространство- время» выступающие знаковым символом некого единого временного и пространственного континуума культуры. Каждое поколение, развиваясь из своего детства, своего культурного типа и одновременно преодолевая его, оставляет в наследство другому поколению «куклу-знак». Разнообразие ролей, приписываемых кукле, бесконечно. Кукла олицетворяет собой образ товарища, друга, с которым наступает «уединение вдвоём», посредника в общении, а в старшем возрасте становится символом детства, любви, привязонности. Кукла остаётся и во взрослой жизни, являясь элементом коллекции, особым атрибутом памяти или моды. Кукла по сути своей – отражение образа человека. Для каждого ребёнка она является той игрушкой, которая больше всего вызывает и оживляет представление о его собственной человеческой сущности. Играя с куклами, ребёнок включается в мир людей: в игре он отражает свой опыт, в особенности то, что его волнует, воспроизводит действия знакомых людей или сказочных персонажей.
Для современного ребёнка кукла – это некий символичный партнёр для игры, объект эмоционального общения. Играя с куклой, ребёнок учится рефлексии, эмоциональному отождествлению. Он по-своему привязывается к этому знаку живого существа, вступает с ним во внешне символические отношения, а по существу – в реалии воображаемых отношений и истинных чувств. Ребёнок оживляет куклу, наделяет её характером в зависимости от собственного поведения и опыта. В играх с куклами отражаются те социальные отношения, которые в первую очередь эмоционально затрагивают ребёнка. Кукла – это отвлечённое изображение человека. Такие взаимоотношения с куклой дают ребёнку возможность «воспитывать» себя и тем самым передавать свои знания, активизировать их, учиться аргументировать, упражняться в проявлении нравственных качеств. Разумеется, всё это напрямую будет зависеть от образа используемой куклы.
Воспитатель подготовительной группы: Слепокурова Е.В. |