Размер шрифта: A A A
Цвет сайта:
Интервал между буквами: Обычный Средний Большой
Понедельник, 07.07.2025, 21:35
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

МАОУ "СОШ № 7 имени Пичуева Л.П." (детский сад)

Каталог статей

Главная » Статьи » Методическая деятельность » Логопед

Взрослые и дети

Взрослые и дети

Маленькие дети – очаровательные, азартные и счастливые искатели приключений, стремящиеся познать мир. Эти любознательные непоседы не останавливаются ни на секунду: ведь все это их окружает, - так интересно да и к тому же доставляют массу удовольствий.

И, конечно, своими открытиями хочется поделиться, особенно с теми, кого больше всех любишь. Но, к сожалению, папа очень занят на работе, а у мамы столько хлопот по дому после работы, что совсем не остается времени на свое любимое чадо. И все же необходимо находить время и возможность для того, чтобы пообщаться с ребенком, любить его и чему-то научить.

Вы даже и не подозреваете, что всякий раз, когда вы стоите в очереди или купаете малыша, вам выпадает прекрасный случай для приятного времяпрепровождения. Немного чувства юмора или фантазии – и ни чем непримечательное занятие может превратиться в запоминающееся событие для ребенка и вам оставить только приятные воспоминания.

Родители постоянно сталкиваются с трудными житейскими проблемами. И на вопрос: «Как дела?» мы часто слышим ответы: «Очень занят! Времени – нет!», «Устал», «Тяжко…». Всякий родитель, желает вырастить детей счастливыми и здоровыми, получая удовольствие от процесса воспитания. Предлагаемые ниже упражнения и игры рассчитаны на детей от двух до семи с половиной лет. Всем известно как малыши тянуться к людям, которых они любят, - хоть минуточку, но побыть рядом. Относитесь к этому как к их признанию в любви. Радуйтесь этим мгновениям, а еще больше – тому удовольствию, которое они получают от общения с вами. Мы же знаем, что это, увы, ненадолго – дети быстро становятся взрослыми и такими же занятыми, как мы.  А пока они маленькие, им так хочется побыть вместе «наедине» с вами «без посторонних глаз». Ведь только вы можете дать своему малышу «настоящее» общение. Когда же они вырастают, у них появляются друзья, и тогда мы с огорчением замечаем, что теперь нам не хватает их общества.

Поэтому ловите момент, пока ваши дети маленькие. Старайтесь не совершать ошибок. Наша забота о малышах длиться не вечно, как, впрочем, и их бескорыстная любовь. Так не упускайте этот шанс – получить удовольствие, которым она может вас одарить.

И вы, и дети можете испытывать радость при общении друг с другом. Это же так прекрасно, когда ребенок воспринимает родителей и других взрослых, как друзей, или любит вспоминать, как им вместе было хорошо и весело. Участвуя в забавах малыша, вы оцениваете его способности, закладывая тем самым здоровую основу будущего взрослого человека. Однако, не только полноценное развитие ребенка важно в предлагаемых советах, нельзя забывать о здоровье взрослых: все, что хорошо для детей, хорошо и для родителей.

Упражнения, которые приведены ниже, просты, коротки и ясны. Взрослые лишь направляют и стимулируют развитие способностей ребенка в нужном направлении. Вот, например, одна из игр - «Невидимый рисунок». В нее можно играть в поликлинике, ожидая приема врача. «Напишите» пальцем печатную букву или нарисуйте что-нибудь незамысловатое на руке, на ноге или на спине ребенка  и попросите его угадать, что вы изобразили. Затем позвольте ему сделать тоже-самое с вами. Этой игрой вы можете сгладить неприятную ситуацию, в которой находиться ваш ребенок, и он, конечно же, оценит то внимание, которое вы ему оказали, когда он в этом очень нуждался.

Образовательная ценность предлагаемых упражнений порой не всегда очевидна, тем не менее, большинство из них направлено на развитие таких важных для вашего ребенка качеств, как наблюдательность, критическое восприятие, воображение, любознательность и умение выражать свои мысли, то есть тех качеств, которые могут пригодиться ему в школе.

Готовность к восприятию и познанию окружающего мира, умение рассуждать, улучшение моторики и координации движений приходят как бы исподволь. Но, начав заниматься с ребенком, очень скоро вы увидите, что он стал быстрее развиваться. Малыш начнет лучше ориентироваться в окружающей обстановке, научится сосредотачиваться и  у него появиться чувство независимости.

Много полезного дети получают от взрослых, которые могут открыть и объяснить «тайны», привлечь  внимание к неизвестному. Ваш ребенок, например, смотрит на лист растения, можно показать ему прожилки, форму и размер листа и какой разный он с каждой стороны на ощупь. Обращай те внимание ребенка на незначительные особенности каких-либо явлений и предметов. Способность ребенка к восприятию мира будет развиваться, если вы научите его замечать детали окружающей обстановки.

Главная цель этих игр и упражнений в том, что ваш ребенок испытывал радость от них и от общения с взрослым, веселился и развивался творчески. Обучение должно происходить ненавязчиво, если ребенку занятия доставляют удовольствие, его интерес к ним будет возрастать. Однако если на неподготовленного ребенка сразу обрушить поток информации, он не сможет ее переварить. И еще надо учитывать то, что как бы родители не усердствовали, дети не всегда готовы к обучению. Это вовсе не означает, что они не сообразительные ученики. Просто, способность к обучению проявляется у разных детей по-разному и часто ребенок предпочитает заниматься тем, что представляет для него больший интерес и важность.

   Хочется надеяться, что каждая семья не упустит шанс воспользоваться  возможностью заложить фундамент любви, сопереживания и взаимной радости от совместного общения, которые станут источником радости на всю жизнь. Не упускай случая пообщаться с ребёнком, и найдите в себе силы сказать ему: «Хорошо, давай поиграем!».

****

Пузыри в ванной

Вода – это волшебное лекарство. Она благодатно воздействует и на взрослых, и на детей. В то время как у взрослых купание ассоциируется с курортами, шезлонгами и спортивным инвентарем, дети обходятся ведёрком, двумя-тремя чашечками и бутылочками. Купание – прекрасная возможность для развлечений, и поэтому кажется несправедливым, что время для него часто отводится в конце дня, когда дети и родители уже устали.

«Игра-купание» – прекрасный способ завершить день.

Большинство детей  любят играть с водой и разбрызгивать её вокруг. Держите постоянно в вашей ванной вешалку, сетку или корзинку с игрушками.

Используйте некоторые из водных игр, предлагаемых ниже, и пусть Ваш ребёнок придумывает ещё и свои.

Из пустого, в порожнее.

Дети любят играть с водой, без конца переливая её из одного сосуда в другой, туда и обратно. Дайте своему малышу пластмассовые кувшинчики и бутылочки разных цветов и размеров. Время от времени заменяйте одни сосуды другими, меняя их форму и размер.

Вымой меня.

Во время купания приговаривайте следующий стишок:

              Мочалочка, мочалочка, помой меня, помой.

              (Произнесите детским голосом.)

              И где ж тебя помыть, скажи мой дорогой?

              (Произнесите голосом мочалки.)

              Мочалочка, мочалочка, мне пяточки помой!

              (Опять детским голосом.)

              Давай же их сюда скорей, мой дорогой.

              (И опять – голосом мочалки.)

Повторите первые две строчки, а в последних двух, замените часть тела.

Вскоре малыш начнет повторять стишок и будет говорить вам, что ему надо помыть.

В какую сторону.

Эта игра замечательно подходит для развлечения в ванной, потому что лодка всё норовит уплыть, и её приходится возвращать обратно.

Возьмите игрушечную лодку или любую игрушку, которая сможет держаться на воде. Попросите ребёнка поместить лодку впереди себя. Затем попросите переместить её в бок или на себя. Эта игра способствует развитию координации.

Дождевые забавы.

Проделайте в дне пластмассовой баночки от йогурта или сметаны маленькие дырочки и возьмите её с собой в ванну. Наберите туда воды, поднимите баночку и понаблюдайте, как вода льётся из дырочек. Можете напевать вот такую песенку:

Дождик, дождик уходи,

Ты попозже приходи.

(Имя ребёнка) – хочет поиграть,

Мы не будем ей мешать,

(Имя ребёнка) – хочет поиграть,

И нельзя ему мешать.

Здесь хорошо подойдут любые другие песенки про дождик.

Игра с кубиками льда.

Это великолепная игра для ванны. Когда малыш вымыт, вы можете положить кубики льда в воду и понаблюдать, как они тают.

Сложите кубики в баночку и захватите с собою в ванну. Потрите одним кубиком руку, спросите у ребёнка, какую руку вы сейчас трёте – правую или левую? А другим кубиком льда, на правой ноге можно нарисовать кружок. Пусть малыш сам потрёт кубиком руку или ножку, или любую другую часть тела. Помогите ему назвать части тела и отметьте, подробнее, где право, а где лево, где руки, ноги и другие части тела. Эта игра знакомит с частями тела, способствует запоминанию – право, лево.

Маленький эксперимент в ванне.

Соберите всевозможные небольшие предметы и захватите их с собой в ванную комнату. Дайте ребёнку возможность поэкспериментировать с ними, подберите предметы которые тонут, плавают, из которые можно брызгаться, поливать, в которые можно набирать воду, сжимать, пускать фонтанчики и т.д. Вот некоторые возможные варианты: чашки, мячики от пинг-понга, пустые пульверизаторы, цветные камушки, губки, пробки и т.д.

Перед сном.

Многие дети очень неохотно ложатся спать, даже если они очень устали и у них слипаются глаза. Они упорно этому сопротивляются, боясь пропустить что-то интересное. Однако приятный вечерний ритуал может помочь им успокоится и приготовиться ко сну, и ваш ребёнок будет с нетерпением ждать момента, когда он сможет провести несколько счастливых минут, получая от вас теплоту и внимание. Для взрослых это тоже будут приятные и радостные минуты, когда можно посекретничать и выразить свои чувства.

Прежде чем выключить свет и уложить спать, уделите ему немного времени и сделайте так, чтобы вам никто не мешал. Это поможет малышу вполне ощутить вашу любовь и заботу.

Вечерний дневник.

Для этого занятия подойдёт блокнот или просто листы бумаги.

Вместе с ребёнком записывайте, какие примечательные события произошли в этот день. Спросите, что ему особенно запомнилось, запишите, а ещё лучше зарисуйте.

Некоторые дети будут с удовольствием долго и подробно рассказывать о том, что им хотелось бы записать. Другим потребуется наводящие вопросы: «Что тебе понравилось сегодня больше всего?», «Тебя что-нибудь расстроило?», «Вспомни какой-нибудь забавный случай…»,   «Расскажи, что ты узнал сегодня нового?», «Что бы ты хотел записать в дневник?».

Разговор о завтрашнем дне.

Многие дети любят спрашивать: «А что будет завтра?». Разговоры о том, что их ждёт впереди, вырабатывают у детей способность планировать свои поступки, ставить перед собой цель, а так же развивают искусство логической оценки событий. Перед тем как поцеловать ребёнка на ночь, постарайтесь обсудить, как прошёл его день и что его ждёт завтра. Пусть он сам попытается определить дела на завтра. Например, он может придумать, что будет есть утром; чем займется, когда вы уйдёте на работу; или решить из какого окошка помахать на прощанье рукой. Если на следующий день предстоит что-то особенное – гость к обеду, визит бабушки, покупка новой вещи, вы получите прекрасную возможность вспомнить об этом.

Составляя план, помните не только о домашних делах, но и о времени для развлечений. Однако накануне вечером не планируйте каких-либо срочных и обязательных дел, которые непременно надо закончить или начать и которые грозят ребёнку неприятностями – например: визит к зубному врачу.

У малышей недостаточно развито чувство времени, поэтому попытки распределить свой день вносят элемент предсказуемости и безопасности в жизни.

Развлеките больного ребёнка.

Часто дети бывают не настолько здоровы, чтобы выйти на улицу и поиграть, и не настолько больны, чтобы оставаться в постели. В таком состоянии ребёнок чувствует себя плохо не только потому, что болен, но и потому, что скучно. Постоянное сидение перед телевизором утомляет его, и он начинает хандрить. Плохое настроение может распространиться на других членов семьи быстрее, чем инфекция.

Есть много способов заставить работать мысли и воображение больного ребёнка. Не позволяйте ему становиться пассивным и безучастным.

Иногда бывает взрослым трудно отвлечься от забот, однако, если обстоятельства сложились так, что вам пришлось остаться с больным ребёнком именно в этот день, на который были запланированы важные дела, смиритесь; вместо того, чтобы раздражаться, старайтесь провести время с удовольствием и пользой. Вы увидите, что несколько счастливых часов станут для вас прекрасным лекарством для вас обоих.

Вспомни цвет.

Подберите несколько предметов разного цвета и формы. Например: жёлтое пёрышко, красное сердечко, чёрную игральную шашку и коричневый мелок. Пусть ребёнок внимательно их изучит. Положите предметы в коробку и завяжите ему глаза. Засунув руки в коробку, он должен по очереди ощупать предметы, вспомнить какого они цвета, а затем их вытащить. Снимите повязку, и пусть ребёнок убедится, правильно ли он запомнил предметы.

Мамин голос.

Если вы слишком заняты на работе и не можете находиться вместе с больным ребёнком, заранее запишите какие-нибудь сказки на кассету. Уходя из дому, оставьте кассету ребенку, чтобы он мог слушать её в течение дня. В конце плёнки, когда закончится последняя сказка, скажите ему несколько слов и попросите придумать другой конец этой сказки, которую вы прослушаете вместе с ним, когда вернётесь.

Коробочка с пуговицами

Есть ли у вас коробочка или баночка, куда вы складываете пуговицы – новые или от старой одежды? Больному ребенку интересно будет привести их в порядок. Пусть он рассортирует их по маленьким пакетикам или коробочкам. Этим занятием можно заниматься в кровати, разложив пуговицы на подносе, однако, эта игра предназначена, конечно, для уже достаточно больших детей, которые знают, что пуговицы нельзя брать в рот или засовывать в другие отверстия.

Найди парный предмет

Возьмите две коробки и положите в каждую из них по несколько одинаковых, парных предметов (это могут быть ватные диски, квадратики из шелковой материи, кусочки шерстяной пряжи, пуговицы разной формы, губка, разрезанная на разной величины мелкие части). Теперь ваш ребенок может превратиться в волшебника. Не глядя, он должен вынуть какой-нибудь предмет из одной коробки, а затем найти такой же в другой. Понаблюдайте, сколько времени это будет занимать каждый раз.

 Собери палочки

Даже маленькие дети любят эту традиционную игру. Возьмите десять палочек (от эскимо или счетные). Ребенок держит их в руке, затем отпускает и они падают на стол. Малыш должен осторожно собрать по одной так, чтобы не сдвинуть, лежащие рядом. Если он сдвинет, хотя бы одну, игра заканчивается. Посчитайте, сколько палочек он может собрать за один раз и сколько попыток должен сделать, чтобы, наконец, собрать все палочки. Понаблюдайте за его успехами по мере того, как он приобретает опыт игры. Теперь ваша очередь играть.

Убежище

В те дни, когда ребенок болен и нельзя выйти на улицу, для него будет большим удовольствием забраться в «пещеру», сделанную из больших картонных коробок (причем, чем больше коробки, тем лучше), или в «палатку», в которую превращается стол, накрытый покрывалом. Вы сооружаете декорации, а ребенок заполняет их вымышленными персонажами.

Пусть маленькие дети покрасят или разрисуют коробки, а те, кто постарше, вырежут ножницами окна, чтобы можно было выглядывать из «палатки».

Вспомните, как вы сами в детстве с интересом сидели под столом, накрытым покрывалом, ели какую-нибудь вкуснятину, придумывали разные страшилки. Поверьте, детство ваших детей похоже на ваше. Не стесняйтесь самого себя, своей взрослости, вспомните свое детство – проберитесь в «пещеру», даже, если ноги не поместятся! И вы будете вознаграждены за такое усилие над самим собой доброй порцией секретов и всяких историй, рассказанных вашим ребенком, потому что вы – свой, такой близкий и родной.

Кухня – лаборатория развлечений

Кухня может служить не только местом для приготовления пищи, но и для задушевных, доверительных разговоров, для шуток и веселья. А, кроме того, кухня – отличная школа, где малыш приобретает полезные навыки, знания и знакомиться с такими понятиями, как измерения и организация труда. Став старше, дети могут по-настоящему научиться готовить, и это, несомненно, пригодиться в будущем.

Когда вы занимаетесь на кухне, не прогоняйте ребенка словами: «Не мешай, не путайся под ногами! Не трогай! Положи, а то уронишь!». Наоборот, выделите место рядом с собой: ложка и миска муки – и, о чудо, теперь ваш малыш, да и вы, знаете, сколько ложек муки в миске!

Взбей пену

У малышей, пожалуй,  самый любимый предмет на кухне – это венчик. Налейте в миску воды, добавьте немного жидкого мыла и поставьте в раковину. Пододвиньте к раковине стул, наденьте ребенку фартук, закатайте рукава, и вы увидите, с каким восторгом он будет взбивать мыльную пену. Если малыш начнет терять интерес к этому занятию, добавьте в воду другие вещества – соль, сахар и несколько капель пищевой краски.

Приготовь завтрак

Подходящий случай научиться принимать самостоятельные решения представиться о время завтрака. Позвольте малышу выбрать то, что он будет есть, а затем пусть поможет вам в приготовлении завтрака. (Не требуйте, чтобы он быстро и аккуратно намазал на хлеб масло, разложил ломтики сыра и ветчины.) Занимаясь этим, он почувствует себя увереннее и ощутит свою сопричастность. Маленькие дети могут также делать бутерброды, взбить яйца, покрошить зелень в блюдо, а кроме того, накрыть на стол, разложить салфетки и расставить посуду.

Мыть посуду – одно удовольствие

Мытье посуды не доставляет такого удовольствия, как детям – ведь им разрешают поплескаться в раковине. (Это особенно удобно, если у вас на кухне двойная раковина). Посадите малыша на край, так чтобы ноги спускались в раковину, и дайте ему в руки кухонное полотенце. Пока вы моете или чистите посуду, обливайте водой ноги ребенка, а он в это время будет вытирать пластмассовые чашки и тарелки, которые вы ему передаете. Веселитесь и забавляйтесь, в то же время, не забывая о деле.

Все по местам!

Придя с магазина, позвольте ребенку помочь разобрать вам сумки. Поиграйте в игру «Все по местам!», где малыш будет находить нужные места, для принесенных с магазина продуктов.

Дела домашние

В наше время в семьях, глее взрослые работают, домашние обязанности отнюдь не являются привилегией кого-нибудь одного. Все должны помогать друг другу, и дети тоже не составляют исключение. Если они с раннего возраста усваивают, что взрослым нужно помогать по хозяйству, то атмосфера в такой семье становиться лучше, а бесконечная повседневная работа выполняется легче и быстрее. Советы и рекомендации, приведенные ниже, помогут  родителям приучить детей к мысли о том, что у них есть свои обязанности по дому, которые при этом могут доставлять радость и даже вознаграждаться. Ребенок должен чувствовать, что работа, которую он выполняет, действительно приносит пользу. Естественно, похвала всегда действует на детей лучше, нежели критика, пусть даже и справедливая.

В четыре руки

Самый лучший способ научить детей хорошо делать любое дело – это относиться к стараниям ребенка серьезно и с уважением. Если с какой-нибудь работой легче справиться вдвоем, попросите ребенка помочь вам: перебрать книги, протереть полки с посудой, сложить выстиранное и поглаженное белье.

Иногда легче сделать работу самому, чем поручить ее кому-нибудь другому потому, что в результате неумелой помощи получиться, что вилки и ложки оказываются перепутанными, а белье помятым. И все же старайтесь не делать детям замечаний. Это очень важное условие! Ребенок не может выполнять работу так же хорошо как вы. Помните, ваша главная цель – воспитать в нем чувства ответственности за порученное дело.

Приведи в порядок

Вместе с ребенком приведите в порядок детский уголок.  После того, как он вам помог по дому, изъявите желание быть полезным и ему, как он был полезен вам: наведите порядок  среди игрушек, книг и поделок. Пусть теперь он проявит инициативу, а вы - отнеситесь к этому со всей серьезностью. Здесь очень пригодиться ваш житейский опыт (куда лучше и удобнее поставить) и проявиться опыт ребенка, накопленный в совместной деятельности с вами.

Игры и занятия во время прогулки

Если вы решили немного отдохнуть, прогулка в хороший солнечный день – прекрасный способ провести время с малышом. Все заботы и домашняя суета остаются позади, а вы и ребенок совершенно свободны, и у вас есть возможность оглядеться вокруг.

Если сами вы любознательны и восприимчивы, постарайтесь воспитать в ребенке живого и умного наблюдателя. Расскажите ему о бесконечном разнообразии мира, который начинается сразу за дверьми дома. Сама прогулка должна восприниматься как некий поход за чем-то интересным, сулящим открытие, радостной возможностью поиграть с амии.

Цветные мелки

Цветные мелки – хорошая вещь для прогулки. Можно нарисовать то, что увидел, что придумал, а еще лучше поделиться мелками с другими детьми и нарисовать то-то совместное. Можно нарисовать дорожку и шагать по ней, то перед, то задом наперед. Обрисовать подошвы ботинок и оставить автограф на асфальте. Сколько всего можно придумать, а главное не скучно.

Этот шумный мир

Когда вы гуляете, прислушайтесь ко всем звукам и шуму вокруг. Помогите ребенку научиться различать звуки. Отправляясь на прогулку в парк или в лес, прислушайтесь к звукам природы – пению птиц, шуму листвы, лаю собак, шуршанию ног по тропинкам. Потом погуляйте в городе и поразмышляйте о шумах и звуках, которые вы услышите. Замечая звук тормозов машин, ребенок учиться  слышать и различать звуки, а значит, они не будут для него неожиданными или пугающими.

Счастливого времяпровождения со своими детьми!!!

Учитель-логопед: Бердникова И.Г.

Категория: Логопед | Добавил: KolokolchikUI (22.01.2017)
Просмотров: 335 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2025
Конструктор сайтовuCoz