Речевая азбука для родителей младших дошкольников
Речь взрослых должна быть примером для ребенка. Говорите с вашим ребенком четко, в умеренном темпе, не употребляйте при разговоре с малышом малопонятные для него слова.
Артикуляционная гимнастика - это гимнастика для губ, языка и нижней челюсти. Язык – это орган артикуляции. Ежедневно перед зеркалом выполняйте вместе с ребенком простые упражнения для языка, чтобы в дальнейшем у малыша не было проблем с произнесением звуков. Это можно делать в виде веселой игры. Сначала научите ребенка открывать широко рот, как « Бегемотик», вытягивать губы вперед, как «Хоботок у слоненка». Затем научите малыша делать язык широким, как «Блинчик», узким, как «Иголочка».
В становлении правильной, чистой речи очень важна дыхательная гимнастика. Уже в раннем детстве важно научить малыша дуть тонкой струйкой на пушинки, шарики, легкие вертушки и т.д. Уделяйте внимание развитию мелкой моторики ребенка.
Наряду с развитием моторики будут развиваться внимание, память, речь.
Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. Используйте для занятий с ребенком простые предметы – мелкие пуговицы, мозаику, различные шнуровки. Вместе с ребенком лепите из пластилина. Прекрасное оздоравливающее воздействие оказывает перекатывание между ладонями стеклянного или пластмассового шарика, грецкого ореха. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.
Речь взрослых должна быть примером для ребенка. Поэтому говорите с вашим ребенком четко, в умеренном темпе, не употребляйте при разговоре с малышом малопонятные для него слова. Информация, которая сообщается ребенку, должна соответствовать его возрасту и способностям. Не допускайте, чтобы ваш ребенок при разговоре перенапрягал голосовые связки (кричал). Учите ребенка шепотной речи.
Фольклор прекрасное пособие для развития речи. Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Котик – коток, «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая», «Зайка – серенький», «Лисонька» и другие. Старайтесь читать ребенку книжки с яркими иллюстрациями. Всегда делитесь с ним своими впечатлениями, разговаривайте с ребенком. От вас зависит, будет ли ваш малыш развитым.
Критерии, по которым можно оценить речь ребенка.
3-4 года - звуки ( c - сь з -зь ц )- должны произноситься правильно
4-5 лет - (ш ж щ ч)
5-6 - (л ль) До 7 лет звук (р) может отсутствовать в речи, или заменяться другим звуком.
Признаки благополучного развития ребенка
Физическое развитие ребенка соответствует возрасту.
У ребенка нет никаких неврологических заболеваний.
Ребенок активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми.
Ребенок охотно повторяет за вами все, что слышит.
Ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи.
Ребенок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам.
Признаки неблагополучного развития ребенка
Ребенок развивается с задержкой.
Ребенок перенес тяжелые заболевания.
У ребенка есть неврологические заболевания.
Ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит.
Когда ребенок слышит просьбу «Повтори» или «Скажи это еще раз», он молчит, или уходит, как будто Вас не слышал.
Ребенок одинаково активно общается со знакомыми и незнакомыми людьми.
Ребенку безразлично, понимает ли его кто-то.
Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.
Причины речевых нарушений
внутриутробная патология;
наследственная предрасположенность, генетические аномалии;
неблагоприятные роды и их последствия;
заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни;
ребенок общается с людьми с нарушениями речи;
малыш растет в неблагоприятных социально-бытовых условиях;
ребенок перенес стресс или испуг.
Учитель-логопед: Стехова Л.А. |