Размер шрифта: A A A
Цвет сайта:
Интервал между буквами: Обычный Средний Большой
Вторник, 30.04.2024, 02:45
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

МАОУ "СОШ № 7 имени Пичуева Л.П." (детский сад)

Каталог статей

Главная » Статьи » Методическая деятельность » Логопед

Можно ли определить готовность к школе?

Можно ли определить готовность к школе?
            Безусловно, да. В настоящее время разработаны простые, доступные для использования на практике, достаточно информированные и надежные критерии готовности ребенка к  систематическому обучению в школе.

        Хотим обратить внимание на следующее: оценка готовности к школе по уровню интеллектуального развития - наиболее распространенная ошибка родителей. Многие считают, что главное условие готовности к школе - объем знаний, который должен иметь ребенок. Старания родителей при этом не знают меры, а возможности детей при этом в расчет не принимаются. Такие родители, не научив ребенка, шнурки завязывать, "запихивают" в него всевозможные сведения, не считаясь с возрастными особенностями. Представьте себе, как шестилетний малыш знает все созвездия нашей галактики, но не знает, на какой улице живет. Другой выучил почти наизусть энциклопедический словарь, но совершенно не умеет общаться со сверстниками, боится их, неспособен даже в течение нескольких минут сосредоточиться на   самой простой задаче.
          Бывают случаи, когда высокое интеллектуальное развитие ребенка, еще не достигшего шестилетнего возраста, вводит в заблуждение и родителей, и педагогов: его принимают в школу, а дальше... Середина учебного года: пропадает интерес к школе, дети жалуются на головную боль, усталость, на то, что в школе "трудно". Перестают усваивать программу по письму, не помнят, как пишутся многие буквы, пишут плохо, медленно, становятся раздражительными, иногда без всякой причины начинают плакать. И приходится долго убеждать родителей в том, что их ребенок нуждается в щадящем режиме (больше прогулок, закаливающие процедуры, больше движений, а не сидения перед телевизором) и гораздо лучше будет провести год дома. Надо дать ему окрепнуть, уделить внимание  развитию координации движения руки (лепка, рисование, вышивание).

 И подобные случаи доказывают, что готовность к школе определяется не только уровнем интеллекта. Важен не только объем тех сведений и знаний, которые имеет ребенок, сколько их качество, степень осознанности,четкость  представлений.
           Особое значение в психологической готовности к школе имеют способности или предпосылки в овладении некоторыми специальными знаниями и навыками. Психологи называют эти предпосылки «вводными навыками".

            Именно поэтому важнее не учить ребенка читать, а развивать речь, способность различать звуки, не учить писать, а создавать условия для развития моторики, и особенно движений руки и пальцев. Еще хочу подчеркнуть необходимость развития способности слушать, понимать смысл прочитанного, умения пересказывать, проводить зрительное сопоставление, важен не объем знаний, а качество мышления.

Как узнать, готов ли ребенок к обучению в школе?

К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты:

      * элементарные математические представления.

                                   Он должен знать:

   - состав чисел первого десятка (из отдельных единиц и из двух меньших чисел);

   - как получить число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду;

   - цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9;

   - знаки +, -, =, >, <;

   - название текущего месяца, последовательность дней недели;

                                    Он должен уметь:

   - называть числа в прямом и обратном порядке;

   - соотносить цифру и число предметов;

   - составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;

   - пользоваться знаками арифметических действий;

   - измерять длину предметов с помощью условной меры;

   - составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера;

   - делить круг, квадрат на 2 и 4 части;

   - ориентироваться на листке клетчатой бумаги.

*  речь

дети должны уметь:

   - строить сложные предложения разных видов;

   - составлять рассказы по картине, серии картинок, небольшие сказки;

   - находить слова с определенным звуком;   

   - определять место звука в слове;

   - составлять предложения из 3-4 слов;

   - членить простые предложения на слова;

   - членить слова на слоги (части);

   - различать разные жанры художественной литературы: сказку, рассказ, стихотворение;

   - самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов, драматизировать небольшие произведения.

представления об окружающем мире:

   - уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в данной местности;

   - иметь представление о сезонных явлениях природы;

   - знать свой домашний адрес, фамилию, имя, отчество родителей.

Как помочь ребенку, если он забывает, путает, неправильно пишет буквы?

Если ребенок пишет буквы не в ту сторону (зеркально), путает расположение элементов букв, чаще всего это – следствие несформированных пространственных представлений.         

 Проверьте, умеет ли ваш ребенок правильно показывать свое правое ухо, левую ногу и т.д., складывать картинки из шести кубиков (на каждом из которых – фрагмент картинки). Если он затрудняется, то это – следствие недоразвития анализа и синтеза.
Очень полезны для развития пространственных представлений и зрительного восприятия игры-занятия типа «Танграм», «Пифагор», «Сложи квадрат», кубики Кооса, различные конструкторы.

Чтобы ребенку было легче запоминать буквы, рекомендуются следующие приемы:

– взрослый пишет «трудную» букву большого размера (5–6 см), ребенок раскрашивает или штрихует ее;

– лепка буквы из пластилина;

– вырезание буквы по контуру, нарисованному взрослым;

– «написание» широким жестом всех изучаемых букв в воздухе;

– сравнение буквы и ее элементов со знакомыми предметами, другими буквами: буква у – заячьи ушки и т.д.;

– обводка пальцем буквы, вырезанной из мелкой наждачной или «бархатной» бумаги, узнавание букв на ощупь с закрытыми глазами;

– выкладывание буквы из различных материалов: тесьмы, пуговиц, спичек и т.д.;

– обводка букв, написанных взрослым;

– письмо буквы по опорным точкам, поставленным взрослым.

Игры с буквами

«Допиши букву А»

«Преврати букву О в колесо, в шарик, в яблоко»

«Букву Е – подчеркни, букву Ё – обведи в кружок»

«Найди и обведи букву П»

«Магазин игрушек»
Цель: учиться определять первый звук в словах, находить соответствующую букву.
Возраст: с 4 лет.
Что вам понадобится: 5-10 игрушек вашего ребенка, буквы, на которые начинаются названия этих игрушек (магнитные/из кассы букв/написанные на листочках небольшого размера).
Организуйте дома магазин. Разложите "на прилавке" разные игрушки: мячик, куклу, пирамидку, машинку и т. п. Продавец - это вы. Покупатель - ваш ребенок. Главное условие состоит в том, что товар можно купить, только правильно назвав первый звук слова и "заплатив" продавцу соответствующей буквой.  Поменяйтесь ролями: теперь вы - покупатель, а ребенок - продавец. Когда будете "покупать" игрушки, специально выбирайте неправильную букву. Продавец должен будет отказать вам в покупке и объяснить, почему он не может продать эту игрушку за предложенные вами "деньги".

                                                                                                                                                      Учитель-логопед: Стехова Л.А.

Категория: Логопед | Добавил: KolokolchikUI (08.04.2015)
Просмотров: 290 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz