Пути профилактики и коррекции в учебном процессе
Коррекция зрения осуществляется с помощью специальных упражнений. Профилактике зрительных нарушений способствует укрепление организма (правильный режим дня, полноценное питание, достаточное пребывание на воздухе, занятия физической культурой и спортом), а также предупреждение и активное лечение общих заболеваний. Если зрительное нарушение возникло, то главная задача – приостановить или замедлить его дальнейшее развитие.
Упражнения для профилактики зрительного утомления:
1. Исходное положение – сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклонившись вперёд, к крышке парты, выдох. Повторить 5-6раз.
2. Исходное положение – сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки. Повторить 5-6 раз.
3. Исходное положение – сидя, руки на пояс. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз.
4. Исходное положение – сидя, руки на пояс. Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем сделать ими круговые движения против часовой стрелки. Повторить 5-6 раз.
5. Исходное положение – сидя, руки вперёд. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимая головы, руки отпустить (выдох). Повторить 4-5 раз.
6. Исходное положение – сидя. Смотреть прямо перед собой на классную доску 2-3 с, перевести взгляд на кончик носа на 3-5 с. Повторить6-8 раз.
7. Исходное положение – сидя, закрыть веки. В течение 30 с следует массировать их кончиками указательных пальцев.
Важна роль физической культуры в предупреждении близорукости и её прогрессирования. Циклические физические упражнения (бег, плавание, ходьба на лыжах) умеренной интенсивности (пульс 100-140 уд/мин) оказывают благоприятное воздействие на гемодинамику и аккомодационную способность глаз, вызывая реактивное усиление кровотока в глазу через некоторое время после нагрузки и повышение работоспособности цилиарной мышцы. Способствуют улучшению работоспособности цилиарной мышцы следующие общие упражнения: передача мяча, броски теннисного мяча, броски мяча в баскетбольное кольцо, передача футбольного мяча в парах, игры в бадминтон, волейбол, настольный и большой теннис. Подвижные игры – прекрасное средство тренировки организма и повышения эмоционального состояния играющих.Необходимо исключить игры, при которых имеется вероятность столкновения играющих, ударов по лицу и голове, а также игры, требующие большого напряжения.
Важно соблюдать требования при выполнении заданий в школе и дома: при чтении книга не должна лежать на столе. Её следует держать в небольшом наклонном положении, под углом в 15 градусов. Особенно важно для детей, имеющих высокую близорукость, нистагм и сходящееся косоглазие. При расходящемся косоглазии наглядный материал лучше положить на стол. Нормальное расстояние от глаз до книги или тетради при чтении и письме должно составлять 30-33 см. При выборе учебников следует учитывать цвет бумаги, размер шрифта, расцветку и качество иллюстраций. Следует употреблять мягкие карандаши, ручки с тёмной пастой. Большое значение имеет правильная посадка, соответствующая росту мебель.
Выполнение домашнего задания для учащихся не должно превышать:
Для 1-2классов не более 1,5-2 часов.
Для 3-4классов не более 2 часов.
Для старших классов не более 3-4 часов.
В период выполнения задания необходимо периодически давать отдых глазам: делать через каждые 30-40 минут занятий перерыв на 10 минут. При высокой степени нарушения зрения целесообразно сократить время непрерывной работы до 10-15 минут, а время отдыха увеличить до 10 минут. Необходимо чередовать письменные упражнения с устными формами деятельности, давая отдых глазам. Время на просмотр телепередач и на работу с компьютером должно быть строго дозировано.
Наглядные пособия должны быть с повышенной насыщенностью (оранжевого, красного, зелёного цветов). Демонстративный материал нужно показывать на контрастном с цветом фоне. Иллюстративный материал должен быть максимально приближен к реальности, иметь чёткую форму. Нельзя использовать пособия с блестящей поверхностью. Картины, висящие в классе, должны быть лишены стёкол и висеть на уровне глаз детей. Следует избегать излишнего загромождения картины или карты деталями, затрудняющими их обозрение и понимание. Для более точного восприятия на одном уроке используют 3-4 одинаковых объекта. При анализе детских работ рекомендуется не располагать на доске все работы одновременно, а показывать их по группам по 5-6 объектов. При фронтальном демонстрировании настенных картин детям со зрительной патологией предлагают выйти к доске для полного и правильного восприятия картины. Рекомендуется использовать силуэтные рисунки. Эти рисунки удобны тем, что они просты, обладают минимумом деталей и хорошо воспринимаются слабым зрением.
Классные доски рекомендуется иметь серо-зелёного цвета. Мел должен быть белым и не крошиться, что даёт возможность избежать пыли, вредной для глаз. Не рекомендуется линовать доску белым мелом, так как при восприятии таких линий глаза напрягаются, особенно у детей, страдающих астигматизмом.
Наилучшей нормой освещения класса, в котором занимаются дети с неполноценным зрением, является освещение 700-1000люкс. Свет должен быть рассеян по всей комнате. Необходимо позаботиться, чтобы в классе не было яркого ослепляющего блеска. Большое
Упражнения с домино очень полезны при астигматизме. Они развивают подвижность глаз и разрушают привычку вглядываться.
Во время просмотра телепередач при косоглазии можно рекомендовать упражнение. На несколько минут прикройте ладонью более сильный глаз и дайте возможность более слабому глазу пустить в ход своё зрение. Если этот глаз сильно косит, то повернитесь на своём месте таким образом, чтобы заставить его тянуться внутрь или наружу. Этим вы будете стимулировать к видению центр зрения, а не край сетчатки.
Подготовила тифлопедагог: Куклина Н.Ю. |