«Особенности создания предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении, для детей с нарушением зрения»
Одним из важнейших факторов развития личности ребенка является среда, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает. Пространство, организованное для детей в образовательном учреждении, может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности. Среда является основным средством развития личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта. При организации предметно-развивающей среды для детей с нарушением зрения, в нашем учреждении, педагоги учитывают:
- Возраст
- Потенциальные возможности ребёнка (учет зрительного восприятия)
В группах созданы:
Центры коррекции
- Зрительного восприятия
- Ориентировки в пространстве
- Осязания и мелкой моторики
Которые включают в себя специальные дидактические пособия и игры для упражнения детского глазомера и глазодвигательных функций, развития периферического зрения и координационных способностей детей. Особое значение для детей с нарушениями зрения имеет развитие мелкой моторики, т. к. хорошо развитые движения пальцев и их тактильная чувствительность в значительной степени компенсируют недостаток зрения. Игровые зоны наполнены оборудованием для конструктивной и графо - моторной деятельности (тактильные дощечки, контейнеры, мешочки, коробочки с природным материалом). Использование шнуровок, нанизывание бус, сортировка предметов пинцетом, дидактическое упражнение «Обведи по контуру» помогают развитию мелкой моторики и сочетаются с активизацией и стимуляцией зрительных функций, способствуют формированию бинокулярного зрения). Используются детские музыкальные инструменты аудиозаписи, для развития слухового внимания. Для удовлетворения физической активности массажные мячи разных размеров, мячи прыгуны, схемы с геометрическими фигурами для попадания в цель (полезны при амблиопии и монокулярном характере зрения, т.к. дают возможность ребёнку оценить расстояние до удалённых предметов.)
Используется дифференцированный подход при предъявлении раздаточного материала;
при амблиопии - красного и жёлтого фона
при астигматизме - выделение контуров изображения и рабочей поверхности
при сходящемся косоглазии - работа на подставках и на мольберте
Адаптированная предметно - развивающая среда, направленная на улучшение зрительных функций, обеспечивает доступность восприятия и усвоения опыта, а так же способствует формированию компенсаторных механизмов.
Тифлопедагог (дошкольных групп): Дамм О. М.
|