«Как мыслят дети с нарушением зрения?»
Мышление позволяет анализировать внешние и внутренние особенности предмета. Если с внешними все понятно, то к внутренним относим особенности, которые ребенок не может познать с помощью органов чувств. Таким образом, к свойствам мышления относим:
- Абстракцию.
- Анализ и синтез.
- Постановка определенной задачи и пути ее решения.
Главная особенность мышления заключается в непосредственной связи с речью. Практика показывает, что мышление детей с нарушением зрения достигает достаточно высокого уровня. Однако есть и другая сторона. Дети с дефектами зрения имеют несколько другое соотношение между абстрактным и конкретным мышлением. Обуславливается это ограниченными возможностями практического анализа и синтеза.
При грамотно выстроенном обучении мыслительная деятельность детей с нарушением зрения совершенствуется. Происходит это благодаря тренировке сенсорных и логических компонентов. В этом случае обогащение чувственных образов способствует развитию логических мыслительных операций. Снижение чувственного познания у слабовидящих оказывает влияние на формирование понятий. Характерная ситуация для детей с нарушением зрения – расхождение между чувственной и логической сторонами восприятия действительности. В процессе обучения это расхождение постепенно сглаживается. Формирование мышления у детей с нарушением зрения отличается рядом особенностей. Отмечаются затрудненное формирование связей между объектами, изображенными на картинке. Возникают затруднения при классификации предметов. У первоклашек такие операции как анализ, сравнение и обобщение развиты в разной степени. Причина тому упирается в отставание развития мышления.
Родители детей с плохим зрением ни в коем случае не должны ограничивать своего ребенка в плане коммуникаций с детьми со здоровым зрением. Ребенок должен полноценно общаться со всеми сверстниками, играть с ними в те же игры. Ну а родители в случае необходимости должны помогать и подсказывать своим детям. Излишняя забота в данном случае негативно влияет на развитие мышления. Всего должно быть в меру. Занятия с ребенком не должны проходить насильственно. Постройте процесс в виду игры, заинтересуйте своих детей, развивайте мышление и тренируйте глазки!
Тифлопедагог О.М.Дамм |