Пятница, 17.05.2024, 11:24
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

МАОУ "СОШ № 7 имени Пичуева Л.П." (детский сад)

Главная » 2020 » Апрель » 17 » Игра – главная деятельность дошкольника и главный источник его развития
22:49
Игра – главная деятельность дошкольника и главный источник его развития

Игра – главная деятельность дошкольника и главный источник его развития

Уважаемые родители!

В период непростой сложившейся ситуации в стране и в мире, мы с Вами сейчас находимся дома в кругу своих близких и детей. Это время можно провести полноценно с пользой для развития своего ребенка, тем более, что скоро он вступит на новую жизненную ступеньку и станет школьником. В связи с этим  предлагаю Вашему вниманию следующий материал.

 

Поступление в школу — чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребенка, так и для его родителей. Практический опыт психологического обследования детей показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе.

Понимая важность подготовки детей к школе, даже за несколько месяцев до начала учебного года можно организовать целенаправленные развивающие занятия с детьми, которые помогут им на этом новом этапе жизни.

Многое могут сделать для ребенка в этом отношении родители — первые и самые важные его воспитатели.

Психологическая готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование.

Прежде всего, у ребенка должно быть желание идти в школу, т.е., на языке психологии, — мотивация к обучению.

Мотивационная готовность - это компонент психологической готовности к школе, который предполагает наличие у детей желание не просто пойти в школу, но учиться, выполнять определенные обязанности, связанные с новым статусом, с новой позицией в системе социальных отношений - позицией школьника.

Все эти мотивы зарождаются и развиваются у ребенка в период дошкольного детства, а конкретно в  игре.

Игра – особый вид деятельности по тем возможностям, которые она открывает перед ребенком. Это важнейшая сфера самовыражения ребенка, развития его «самости». Игра (а особенно творческая ролевая игра) готовит ребенка к переходу на новую ступень развития и является важнейшим институтом социализации дошкольника.

Значение игры на развитие детей очень велико.

1. В игре придумывается сюжет – значит, развивается фантазия.

2. В игре ведутся диалоги между играющими, значит, развивается речь.

3. Используются заместители предметов - развивается воображение.

4. В игре познается окружающий мир.

5. В игре дети знакомятся с такими сторонами действительности, как действия и взаимоотношения взрослых.

6. Развивается самооценка (оценка своих возможностей, качеств и места среди других детей. От самооценки зависит отношение к успехам и неудачам).

7. Через игру расширятся сфера познавательной, социальной активности ребенка и его представления о жизни, например, школы, предоставляется возможность занимать различные позиции взрослых и детей (учитель- ученик).

Все это, безусловно, способствует развитию у старшего дошкольника мотивационной готовности к предстоящему обучению в школе.

Игра — это навык, и этому навыку нужно ребенка учить.

В старшем дошкольном возрасте основной способ подготовки ребенка к обучению в школе — это совместная со взрослыми игра.

Родители ребенка самые важные и значительные люди, которые занимаются не только полезными и действительно важными делами, но и могут с ним поиграть. И для ребенка будет очень показательно ваше участие в игре. Вы и сами получите огромное удовольствие, играя в какую либо игру с вашим ребенком, не говоря уже о нем самом. Именно участие мамы и папы в игре наравне с ребенком дает ему чувство «равенства» его и родителей, а значит им можно доверять.

Наблюдая за игрой ребенка, вы можете больше узнать его. Кем он считает себя в обществе, в какой роли себя определяет, как ведет себя в той или иной ситуации.

Родители должны помогать ребенку в игре, направлять его. Совсем не обязательно, что бы ребенок всегда выигрывал или занимал главные роли во время игры. Надо ребенку дать возможность научиться спокойно относиться к поражению, к ни очень важной, по его мнению, роли в игре. Зато потом ему будет легче, когда в реальной жизни он окажется в более проигрышной ситуации, чем другие, ведь в жизни это неизбежно.

Дома играйте с ребенком вместе! Купите ему игровые наборы для разных сюжетных игр или сделайте их из бросового материала (показываются атрибуты, сделанные своими руками). Пусть ребенок наблюдает за Вами в процессе совместной с ним  игры, а потом начнет действовать самостоятельно. Впоследствии вы будете только руководить этой игрой.

От взрослого зависит очень многое: участие взрослого в игре ребенка, оснащение материальной составляющей для игры детей. Именно взрослый, аккуратно корректируя игру ребенка, может учить его изменять свое поведение, включаться в познавательную активность во время игры, беря на себя определенную роль в зависимости от развития сюжета выбранной игры.

Совместные игры ребенка с родителями обогащают игровой и познавательный опыт детей, повышают их эмоциональный настрой, положительно влияют на адаптацию детей в обществе, в новых коллективах. А взрослых такие игры с ребенком делают их ещё ближе, помогают понять внутренний духовный мир ребенка, запросы, потребности, а главное - помогают лучше изучить характер своего ребенка, стать ему лучшим другом. Разве не это настоящее родительское счастье.

Вашему вниманию я предлагаю копилку игр, способствующих повышению формирования мотивационной готовности ребенка к школе. Эти игры, Вы можете совместно с ребенком организовывать дома в семье.

 

Копилка игр «Весело и с пользой»

Игра "Собери портфель в школу"
Ребенок говорит: "Я положу себе в портфель...." и называет необходимый в школе предмет. Родитель повторяет название предмета, который называл  ребенок и добавляет свой предмет (можно называть предмет, который не нужен в портфеле, а ребенок должен увидеть вашу ошибку и этот предмет не положить в портфель) и т.д.
Игра "Урок - перемена"
В начале игры ведущий называет различные виды деятельности (играем, читаем, пишем, считаем, рисуем и т.д.), ребенок отвечает, когда он этим будет заниматься - на уроке или на перемене.
Затем правила игры меняются. Ведущий, обращаясь к каждому ребенку, говорит "на уроке", "на перемене", "после уроков". Ребенок называет виды деятельности - на уроке я слушаю учителя, я пишу, я леплю и т.д.
Игра "Тихо - громко"
Ведущий произносит начало предложения и бросает мяч ребенку. Задача ребенка закончить фразу, крикнув "громко" или прошептав "тихо".
- Когда ты на уроке, ты разговариваешь...
- У доски отвечаешь...
- На уроке физкультуры...
Игра "Копилка первоклассника"
Ребенку предлагается "наполнить" 2 копилки - трудности ученика и успехи ученика (2 непрозрачные баночки с наклеенными названиями разного цвета). Он перечисляет, что,  по его мнению, может затруднить  учебу, огорчить, или наоборот, обрадовать, принести удовольствие, помочь справиться с трудностями. Каждое высказывание сопровождается бросанием мелкого предмета в соответствующую копилку. Когда варианты иссякнут, предложить ему "погреметь" копилкой и определить, где содержимого больше.
Если ребенок считает, что копилка успеха звонче, подвести к тому, что и успехов в жизни ученика больше. Если одинаково - то, несмотря на трудности, будет не меньше успехов. А если трудностей больше - добавить "фишек" в копилку успеха, упомянув то, о чем забыл он.
Игра "Я хочу в школу, потому что..."
По очереди передаете мяч и проговариваете, почему хочу в школу.
Игра "Подскажи Незнайке правила поведения в школе"
Ведущий бросает мяч ребенку и называет какое-либо действие или ситуацию из школьной жизни, например, дети играют на перемене, дети кричат на уроке. Если эта ситуация соответствует правильному поведению в школе, ребенок ловит мяч, если нет - отбивает его.
Игра "Логические пары"
Ребенку раздаются картинки с изображением различных предметов, находящихся в школе и предлагается подобрать из них пары, логически связанные между собой. Ребенку надо объяснить свой выбор:
- дневник - оценки,
- доска - мел,
- тетрадь - ручка,
- карандаш - резинка,
- альбом - краски,
- парта - класс,
- учитель- ученик и т.д.

Игра "Замочная скважина"
Положить на стол какую-нибудь картинку с изображением предмета на школьную тему. Затем накрыть сверху листом с замочной скважиной. Отверстие скользит по поверхности картинки, позволяя видеть ребенку только отдельные ее части. Задача ребенка догадаться, что изображено на картинке.
Игра "Закончи предложение" (с карточками)
Выставляя картинку на наборное полотно, родитель начинает предложение, а ребёнок заканчивает его нужным по смыслу словом.
Если пенал большой, то ластик…
Если ножницы тяжёлые, то скрепки...
Если книга толстая, то тетрадь…
Если ранец высокий, то портфель…
Если желтый карандаш острый, то синий…
Если тетрадь широкая, то линейка…
Если ручка толстая, то кисточка…
Если синий карандаш короткий, то красный...
Если книг много, то карандашей…
Если зеленая тетрадь в клеточку, то голубая…
Если ранец открытый, то портфель…
Если ранец полный, то портфель…
Если тетрадь открытая, то книга…
Игра "Найди школьные предметы"
Предложите ребенку картинки с изображением различных предметов. Среди них есть школьные принадлежности (картинка 1), школьная одежда (картинка 2), школьная мебель (картинка 3), школьные учебники (картинка 4). Необходимо школьные предметы обвести в кружок, все лишнее закрасить. Объяснить свой выбор.
Игра "Помоги животным найти дорогу в школу"
Игра представляет собой план-схему и набор карточек с различными "письмами". Ребёнок "читает" письмо и показывает путь следования животных из дом до школы. Например, ребёнок говорит "Если ежик от красного треугольника подойдёт к желтому кругу, потом к синему квадрату, то придёт в школу".

Игра "Я знаю пять названий..."
Цель: обогащение словаря ребенка, развитие внимания и концентрации на предмете.
На каждый удар мяча нужно называть предметы одежды, школьные принадлежности, цвета, геометрические фигуры, названия уроков и т.д. Например: "Я знаю три урока: математика - раз, чтение - два, письмо - три..." Если не сможет назвать предметы или уронит мяч, тот передает его Вам. Побеждает тот, кто справится со всеми заданиями.

Если Ваша семья многочисленная или часто к Вам приходят гости, то можно организовывать следующие совместные игры:
Сюжетно-ролевая игра "Магазин школьных принадлежностей"
Задачи: познакомить ребенка со школьными принадлежностями, сформировать навыки культуры поведения в общественных местах, воспитывать дружеские взаимоотношения.
Роли: директор магазина, продавцы, кассир, покупатели.
Игровые действия: Продавцы разлаживают товар на полках. Директор следит за порядком в магазине, заботится о том, чтобы в магазин во время завозился товар, звонит на базу, заказывает товар. Приходят покупатели. Продавцы предлагают товар, показывают, объясняют, для чего он нужен. Покупатель оплачивает покупку в кассе, получает чек. Кассир получает деньги, пробивает чек, дает покупателю сдачу, чек. Уборщица убирает помещение.
Игровой материал: касса, халаты, шапочки, сумки, кошельки, ценники, товар, оборудование для уборки.
Игровые ситуации: "Книги", "Канцтовары", "Школьная одежда".
Сюжетно-ролевая игра "Школа" ("Школа зверей")
Задачи: расширять знания ребенка о школе; помогать ему в овладении выразительными средствами реализации роли (интонация, мимика, жесты); самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку; способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры; помогать усвоить некоторые моральные нормы; воспитывать справедливые отношения; упрочить формы вежливого обращения; воспитывать дружбу, умение жить и работать в коллективе.
Роли: ученики, учитель, директор школы, завуч, техничка.
Игровой материал: портфели, книги, тетради, ручки, карандаши, указка, карты, школьная доска, стол и стул учителя, глобус, журнал для учителя, повязки для дежурных.
Игровые действия: Учитель ведет уроки, ученики отвечают на вопросы, рассказывают, считают. Директор (завуч) присутствует на уроке, делает записи в своей тетради (воспитатель в роли директора может вызвать к себе в кабинет учителя, дать советы), завуч составляет расписание уроков. Техничка следит за чистотой в помещении, дает звонок. Учить строить игру по предварительному коллективно составленному плану-сюжету. Выступая, как равноправный партнер или выполняя главную (второстепенную) роль, косвенно влиять на изменение игровой среды, вести коррекцию игровых отношений. Поощрять сооружение взаимосвязанных построек (школа, улица, парк), правильно распределять при этом обязанности каждого участника коллективной деятельности.
Игра "Непослушные ученики"
Цели: воспитать выдержку ребенка, умение действовать по сигналу.
Все стоят по кругу. В стороне, вне круга - "школа". По сигналу ребенку закрывают глаза, а взрослый обходит за спинами стоящих людей и незаметно дотрагивается до одного из играющих - это "учитель". Затем все открывают глаза, внимательно смотрят друг на друга, не выдаст ли "учитель" себя чем-нибудь? Затем ребенок спрашивает 3 раза: "Учитель, где ты?" Исполняющий роль учителя только после третьего вопроса выбегает на середину круга, поднимает руку и говорит: "Я тут!", затем он начинает ловить игроков (дотрагивается рукой). Пойманного человека "учитель" отводит в школу. После того, как 2-3 игрока окажутся пойманными, дается сигнал "В круг!", игра повторяется.
Если "учитель" выдаст себя чем-нибудь раньше, то назначается другой водящий.
Игра "Кто первым придет в школу"
Цели: развить умение рассчитывать свои действия; регулировать движения тела; уметь ориентироваться в пространстве, воспитывать выдержку и умение сдерживаться.
Все играющие стоят вдоль одной линии, проведенной на одной стороне площадки. На противоположной стороне "школа" - место водящего. Водящий стоит спиной к игрокам и говорит: "Быстро шагай! Смотри не зевай! Стоп!" На каждое слово все делают шаг вперед, стараясь делать большие шаги. По сигналу "Стоп!" - замирают на месте. Водящий оборачивается и смотрит, кто шевельнулся. Он называет этих людей, и они возвращаются на исходную линию. Затем водящий вновь отворачивается и повторяет свои слова.
Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из игроков не подойдет близко к водящему и не встанет рядом с ним раньше, чем произнесено слово "стоп". Кому это удастся - становится водящим.
Игроки не должны бежать или прыгать, они могут только шагать. Как усложнение можно провести вариант игры с прыжками на двух ногах вперед.

Желаю всем сил, терпения, а главное здоровья!!! Проводите время с пользой, во благо развития своих детей!!!

С уважением:  педагог-психолог Иванцова Ольга Владимировна.
 

 

Просмотров: 204 | Добавил: KolokolchikUI | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz