Метод проверки слуха
Этот метод разработан сотрудниками Научно исследовательского института коррекционной педагогики Н.Д. Шматко и Т.В. Пелымской. Этот метод позволяет провести более детальное обследование слуха. Методика заключается, в том чтобы родители смогли увидеть безусловно-ориентировочные поведенческие реакции ребенка на звуковые стимулы в качестве которых в этой методики используются : барабан (низкочастотное звучание 500 Гц), свисток или дудка (средне частотное звучание 2500-3000 Гц), и погремушка (высокочастотное звучание 5000 Гц).В процедуре обследования принимают участие двое: наблюдатель и ассистент. Ассистент подает звуковые сигналы, а наблюдатель фиксирует реакцию ребенка на эти сигналы.
Напомним что звуки, которые нас окружают, имеют различную громкость, и измеряются в децибелах (дб), и разную частоту звучания, которую в акустике принято измерять в единицах, называемые герцами (ГЦ). В зависимости от физической характеристики звуки бывают низкочастотные (звук проезжающего грузовика), средне частотными (звук рояля, высокочастотные (шелест листвы, пение птиц). При нарушении слуха у человека снижается способность воспринимать звуки определенной частоты, чаще всего – высокочастотные звуки.
Отличительной чертой данной методики от метода И.В. Калмыковой «Школы раннего развития» является то, что в методики предлагается посмотреть на способность ребенка воспринимать различные звуковые сигналы с максимально доступного для него расстояния. Авторы этой методики предлагают так же проверить реакцию ребенка, помимо неречевых звуков, реакцию на шепот и голос при произнесении словосочетания типа » па-па-па» или «пи-пи-пи».
|
Нормальная реакция на звук
|
От 0 до 3 месяцев
|
От 3- 6 месяцев
|
От 6 до 12 месяцев
|
Расстояние с которого начинается обследование
|
1,5 метра у новорожденных2-3 метра у детей в возрасте 2-3 месяцев
|
3-4 метра
|
4-6 метров( после 12 мес. 6 метров)
|
Нормальная реакция на звук
|
Торможение движений, расширение глазных щелей, к концу 3-го мес. – поворот головы в сторону источника звука
|
Активация или торможение движений, расширение глазных щелей, поворот глаз или головы в сторону источника звука
|
Поворот глаз или головы в сторону источника звука, находящегося сзади, справа, слева
|
Если у ребенка отмечается реакция на все предложенные не речевые стимулы и голос разговорной громкости и шепот на одном и том же расстоянии (максимально доступном для восприятия в этом возрасте, см. таблицу), можно предположить, что у него нормальный слух.
Если же у ребенка отсутствует реакция на один или несколько стимулов или же расстояние, при которых появляется реакция не одинаковы или меньше его возрастной нормы, то он нуждается в специальном аудиометрическом обследовании в связи с понижением слуха.
Учитель-дефектолог (сурдопедагог): Силантьева Н.П. |