«Экспериментирование, как средство развития познавательной активности у дошкольников с нарушением зрения »
В старшей группе 03 ведётся работа по эксперименально-исследовательской работе.
Актуальность данной темы объясняется тем, что государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос о создании в образовательном процессе современного детского сада педагогических условий, способствующих полноценному раскрытию познавательного потенциала и развитию исследовательской активности каждого ребенка, что предусмотрено Федеральными государственными стандартами к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с окружающим миром к его пониманию.
Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родо–видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира. Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства.
Я работаю воспитателем дошкольной группы в МАОУ «СОШ № 7 им. Пичуева Л.П.» Все дошкольники имеют различные заболевания органов зрения: гиперметропия различной степени, амблиопия, астигматизм, разные виды косоглазия, что затрудняет восприятие природы, переработку зрительной информации, они плохо ориентируются в пространстве. У многих детей двигательные реакции замедленные. Некоторые, напротив, без причинно перевозбуждены. Зрительные заболевания обуславливают ряд вторичных отклонений, связанных с ослаблением познавательных процессов: внимание, восприятие, воображение, мышление. Часто у ребят встречаются недостатки речевого развития. Слабовидящие дети требуют особого внимания. Они быстро устают, долго готовятся к смене деятельности, им чаще, чем здоровым требуется отдых. Обеднение зрительной информации снижает интерес детей к окружающему миру, что предопределяет весь ход развития познавательной, мыслительной деятельности.
Исходя из актуальности темы, я определила цели данной работы: помощь детям в раскрытии перед ними удивительного мира экспериментирования, развитие познавательных способностей детей.
Цель я планирую достигнуть через решение следующих задач:
- создавать условия для исследовательской активности детей;
- поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, самостоятельность, творческую активность;
- формировать опыт общения, выслушивать своих собеседников;
- упражнять в умении вступать в речевое взаимодействие, участвовать в коллективном разговоре;
- помочь детям в освоении соответствующего словаря;
- формировать представления о свойствах и качествах предметного мира;
- формировать умения дошкольников в обобщении знаний по данной теме.
Ориентируясь на современный уровень разработанности проблемы недостаточного качества образования в ДОУ, а так же принимая во внимание поставленную цель работы, я сформулировала гипотезу о том, что если, обучая дошкольников, используя метод –экспериментальную деятельность, я буду создавать условия для повышения качества образования, и тем самым формировать социального творца «сегодняшнего дня», то это будет лучшей подготовкой к социально-активной жизненной позиции дошкольника в будущем.
Новизна заключается в создании системы работы по экспериментированию, обеспечивающей формирование познавательной активности детей дошкольного возраста с нарушением зрения согласно ФГОС.
Направленность процесса воспитания и обучения на достижение цели обеспечит развитие дошкольников – появление качественных изменений в их интеллектуальном, психическом и духовном развитии.
Воспитатель старшей группы: Перфильева В.А.
|