Признаки трудностей в развитии у детей дошкольного возраста
Любой родитель, если он наблюдателен и интересуется, как идет ход психического становления его малыша, он может об этом узнать, прочитав предложенный материал.
Отклонения в когнитивной сфере определяются по следующим общим признакам:
-
игра: бедная, примитивная, сюжеты однообразны, в целом играть не любит, игры с правилами мало доступны или недоступны вообще;
-
познавательные интересы не проявляются: не любит слушать книги, не задает вопросов, ничем не интересуется, попытки играть в развивающие игры вызывают отказ;
-
плохо запоминает, не может выучить стихотворение, домашний адрес, дату рождения и т.п.;
-
не понимает смысла многих событий, рассказов, мультфильмов, не может ответить на вопросы о них;
-
не ориентирован в бытовой сфере, почти ничего не знает об окружающем мире;
-
не успешен в продуктивных специфически детских видах деятельности: рисовании, лепке, аппликации, конструировании.
Отставание в развитии эмоциональной сферы констатируется при наличии следующих признаков:
-
не появляется дифференцированная эмоциональная оценка окружающих людей или событий;
-
не реагирует на невербальные сигналы или негативного отношения взрослого (не чувствует, как к нему относятся);
-
не понимает эмоциональное состояние других детей и взрослых.
Об отклонениях в эмоциональной сфере можно судить по наличию поведенческих нарушений:
-
недоверие к людям, (никогда не просит о помощи малознакомых или незнакомых людей, не начинает с ними общаться даже при их инициативе; имеет одного хорошего друга и игнорирует остальных детей; часто тревожится о чем-нибудь; лжет из боязни; бормочет под нос, когда с ним здороваются; никогда не приносит воспитателю в детском саду своих рисунков, поделок, цветов, хотя другие дети часто это делают; нервничает и краснеет, если ему задают вопрос; легко выходит из игры).
-
депрессивные расстройства (быстро устает; вял, безынициативен, невнимателен; наблюдаются внезапные и резкие спады энергии; апатичен даже в играх; редко смеется, выглядит угнетенным, несчастным; часто мечтает наяву; говорит невыразительно).
-
уход в себя (никогда ни с кем не здоровается, не реагирует на приветствия; не проявляет дружелюбия к другим людям и избегает разговоров; живет в своем мире; совершенно не проявляет интереса к ручной работе, коллективным играм и отказывается от них; подобен "настороженному животному"; в разговоре беспокоен, сбивается с темы).
-
тревожность по отношению ко взрослым (по нескольку раз здоровается; подлизывается, старается понравиться взрослому - преувеличенно охотно выполняет поручения, очень много рассказывает не очень близкому взрослому, в том числе об отношениях в своей семье, различные фантастические, вымышленные истории, ябедничает на детей; все время пытается заинтересовать взрослых своей особой, а если это не удается - начинает их полностью игнорировать).
-
враждебность по отношению к взрослым (переменчив в настроениях; часто бывает в плохом настроении; портит игрушки, вещи; лжет без повода и затруднений; защищается от обвинений открытой ложью, наговариванием на других, грубостью; может украсть деньги, сладости, ценные вещи; может вести себя открыто непристойно: рассказывать детям неприличные истории, ругаться, рисовать "хулиганские" рисунки; совершенно не соблюдает дисциплину, в лучшем случае под угрозой физического наказания).
-
тревожность по отношению к детям (любит быть в центре внимания, для этого или играет героя - рискует без надобности, или прикидывается дурачком, строит из себя шута; хвастается перед детьми, когда в детском саду воспитатель выходит из группы ведет себя очень шумно; подражает хулиганским проделкам других).
-
враждебность по отношению к детям (мешает другим в играх, подсмеивается над ними, любит пугать; ссорится, обижает детей; дерется несоответствующим образом - кусается, царапается; пристает к слабым; прячет или уничтожает чужие игрушки и вещи; пытается своими замечаниями создавать трудности у других детей; практически со всеми находится в плохих отношениях, дети его не любят).
-
недостаток нормативности (скрытен, недоверчив; эгоистичен, любит интриги; берет чужое без разрешения; жульничает в играх-соревнованиях; игнорирует воспитателя никогда не просит о помощи, проявляет полное безразличие в беседах с ним, при этом нормально общается с другими людьми; никогда добровольно не берется ни за какую работу, безразличен к похвале и порицаниям; никогда не смотрит в глаза).
Для того, чтобы судить о наличии того или иного нарушения, необходимо наблюдать целый ряд симптомов, которые относятся к данной диагностической категории, симптомы из разных диагностических категорий в количестве 5 и более, обычно также свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии.
С уважением педагог-психолог – Иванцова О.В. |