Суббота, 22.09.2018, 06:16
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

МАОУ "СОШ № 7 имени Пичуева Л.П." (детский сад)

Главная » 2018 » Февраль » 19 » Занятия оригами в начальной школе - источник творческих и мыслительных способностей детей
21:34
Занятия оригами в начальной школе - источник творческих и мыслительных способностей детей

Занятия оригами  в начальной школе - источник творческих и мыслительных способностей детей

            Оригами- искусство является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в частности развития мелкой моторики. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка, в том числе и на развитие речи. Ведь ещё Сухомлинский В.А. сказал: «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребёнок». Оригами – идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект. Пространственная трансформация плоского листа позволяет школьникам легко, играя, осваивать сложные математические понятия, решать задачи по геометрии.

Одним из направлений культурного наследия народа является трудотерапия, оздоравливающее действие которой мы воплощаем в оригами. Оригами совершенствует трудовые умения ребёнка, формирует культуру труда. Оригами развивает интуитивное мышление, способность к озарению и интуицию.

В каждое коррекционно-развивающее занятие  с младшими школьниками я включаю практическое задание по изготовлению поделки способом оригами. На первом занятии я познакомила детей с историей возникновения искусства – оригами. Заинтересовав школьников, мы познакомились с правилами, необходимыми при работе с бумагой.

Работая с первоклассниками, я демонстрирую только сам процесс складывания, т.к. только немногие в этом возрасте способны работать со схемами.

Работая с ребятами постарше, предлагаю им работать по схеме в книге, постепенно приучая ребят к условным знакам и схемам.

Также я использую на занятиях видеоролики. Предоставление ученикам наглядных видео уроков оригами, явилась для них весьма полезным методом обучения:

  • детям с нарушением зрения лучше видно на большом экране последовательность изготовления  поделки;
  • упрощает для учителя многократный показ изготовления одного и того же изделия (есть возможность, в любое время, снова запустить показа видео, нажать паузу, а так же вернуться на предыдущий шаг операции изготовления изделия);
  • экономит время преподавания;
  •  заинтересовывает учеников к урокам (ребята с охотой выполняют предлагаемые изделия) по видеоролику.

При работе с оригами решаются такие задачи:

  • развивать  конструктивное мышление, способность комбинировать, пространственное мышление, чувство формы, творческое воображение, художественный вкус.
  • стимулировать и развивать память, так как ребёнок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность её изготовления, приёмы и способы складывания.
  • упражнять в концентрации внимания, так как оригами заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
  • познакомить детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.).

Развиваются  такие навыки и способности:

  • Развивает способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев под контролем сознания.
  • Развивает пространственное воображение – учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме.
  • Знакомит с основными геометрическими понятиями.
  • Улучшает способность следовать устным инструкциям.
  • Развивает уверенность в своих силах и способностях – неуспевающих на уроках оригами не бывает!
  • Помогает развитию чертежных навыков. Схему понравившегося изделия хочется записать в тетрадку.
  • Стимулирует развитие памяти. Ученикам хочется запомнить как можно больше фигурок на память.
  • Учит концентрации внимания. Складывать и заниматься чем-то посторонним невозможно.
  • Развивает творческие способности. Многие ребята становятся авторами собственных изобретений.
  • Стимулирует создание игровых ситуаций. На уроках оригами играют часто и весело!
  • Расширяет коммуникативные способности.
  • Позволяет почувствовать личную причастность к новому интернациональному явлению культуры.

При помощи оригами можно отрабатывать различные поведенческие модели. Например, выполнение традиционных японских бумажных шаров – кусудам – требует участия нескольких человек, коллектива. Каждый из участников складывания должен выполнить один или несколько элементов будущего шара. При этом его изделия должны абсолютно точно повторять те элементы, которые выполнены другими членами группы. Если один из участников группы не смог найти общего языка с другими, договориться с партнерами, шар выполнен быть не может. Маленькая проблема поиска общего языка в группе сказывается на следующих уровнях общения в группе.

Таким образом, складывание красивого бумажного шара становится обычной психологической задачей, для решения которой следует выбрать лидера, распределить роли, договориться об условиях участия в работе, взаимодействия или правилах. Ведь кому-то в этой группе придется выступить в роли художника, подбирая цвета для выполнения модели, кто-то станет руководить сборкой элементов. А кому-то придётся выполнять роль статистов.

 

Дети с удовольствием выполняют поделки оригами, но многим пока даётся  с  трудом даже выполнение по показу. Есть затруднения при получении ровных симметричных сгибов из-за нарушений зрения и слабой моторики пальцев рук. Поэтому, такую работу я буду продолжать, развивая на своих занятиях зрительное восприятие, ориентировку на листе бумаги и по схеме, трудовые умения, усидчивость, внимательность, терпение, необходимые для  успешного обучения в школе.

 

Тифлопедагог Куклина Н.Ю.

Просмотров: 33 | Добавил: KolokolchikUI | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Февраль 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728

Copyright MyCorp © 2018
Конструктор сайтов - uCoz