Влияние развития зрительного восприятия на обучение ребёнка в начальной школе.
Специфические трудности письма и чтения могут возникать при нарушении того звена в сложном процессе письма и чтения, которое связано со зрительным восприятием. При обучении ребенка в школе на первый план выступают те области зрительного восприятия, которые непосредственно влияют на процесс обучения. Среди них константность – т.е. относительное постоянство восприятия цвета, формы, величины и других свойств предметов.
Успешное обучение ребенка в школе также невозможно без определенного уровня развития зрительно – моторных координаций. У младшего школьника могут быть хорошо развиты зрительные и моторные умения, но если он не способен их координировать вместе, то процесс обучения становится очень затруднен.
Разные нарушения зрительного восприятия вызывают различные по характеру трудности.
1.Недостатки зрительно – пространственного восприятия и
зрительной памяти
Нарушения зрительной памяти у детей чаще всего встречаются в комплексе с такими трудностями зрительно – пространственного восприятия:
-трудности формирования зрительного образа буквы, цифры, графического элемента: нарушает соотношение элементов, путает сходные по конфигурации буквы, цифры, пишет лишние элементы или не дописывает;
-плохое запоминание конфигурации букв при чтении;
-плохое выделение геометрических фигур, замена сходных по форме фигур;
-зеркальное письмо;
-не видит строку, не может правильно расположить буквы в строке;
-не может правильно скопировать букву, цифру, геометрическую фигуру.
2.Недостатки зрительно – моторной координации
-неспособность провести прямую линию без отрыва карандаша;
-трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента;
-неустойчивый почерк;
-очень медленный темп письма.
Анализируя трудности при обучении, я предлагаю обратить внимание, что одни и те же причины могут проявляться по разному в процессе обучения письму, чтению, математике, но корригировать нужно не столько эти трудности, а причины, которые их вызывают. Построить коррекционную работу по этому принципу довольно сложно: необходимо научиться распознавать эти причины, а для этого требуется серьезная подготовка педагога.
При проведении коррекционных занятий необходимо соблюдения таких правил:
-темп и скорость работы ребенок должен выбирать сам;
-никогда не начинать занятия с трудных задач, усложнять задания постепенно;
-в ходе занятия подкреплять каждый правильный шаг;
-любое задание должно быть направлено на отработку лишь одной задачи, одного нарушения;
-перед выполнением каждого задания ребенок должен уметь объяснять, что он должен делать и как.
Варианты заданий для коррекционной работы при недостатках в развитии зрительно – моторной координации:
-при выполнении любых заданий на развитие зрительно – моторных координаций важны не быстрота, не количество сделанного, а правильность выполнения каждого задания;
-перед началом работы необходимо проверить: правильно ли сидит ребенок, правильно ли держит ручку;
-для отработки графических движений не следует предлагать просто штриховку, гораздо эффективнее использовать задания с определенными требованиями: провести прямые и наклонные линии, изобразить овалы, полуовалы и круги. Обязательно следует объяснить ребенку, что все вертикальные и наклонные штрихи пишутся сверху – вниз, горизонтальные слева – направо, овалы сверху – вниз.
Варианты заданий для коррекционной работы при недостатках в развитии зрительно – пространственного восприятия
При коррекционной работе с детьми, имеющими трудности зрительно – пространственного анализа и синтеза, следует обратить внимание ребенка на его ошибки.
Для тренировки зрительного восприятия можно использовать следующие задания:
- копирование геометрических фигур, графических элементов: перерисуй фигуры так, как ты их видишь; перерисуй фигуры по точкам так, как нарисовано на образце;
- выделение фигур, букв, цифр из ряда близких по конфигурации;
- дорисовывание фигур, букв, цифр до заданного образца»
- составление мозаики по заданной схеме, сборка заданной фигуры из деталей;
-буквенное лото;
-графические диктанты с образцом для сравнения (сравнение и анализ полученного рисунка помогут развитию у детей критичности и самоанализа).
При трудностях формирования зрительного образа буквы или цифры процесс коррекционной работы идет строго по этапам. Здесь уместны приемы обучения с использованием кинестетического подкрепления. Опора на ощупывание объемных букв, а также на закрепленный в прошлом моторный образ (письмо букв рукой в воздухе) является самым эффективным приемом. Причем следует работать в пределах одного шрифта: либо письменного, либо печатного. Возможно использование метода «реконструкции букв» – путем прибавления или убавления элементов из данной буквы, составить как можно больше других и др.
Пои чтении или письме с трудностями формирования зрительного образа буквы предлагаются находить и подчеркивать отрабатываемые буквы. Возможен и такой вариант письма, когда одну из букв, которую ребенок усваивает с трудом, заменить на печатный вариант или упростить ее написание. Например, при письме букву т часто дети путают с р, пили ш.
Это методика относится не только к нарушениям письма, но и к коррекционной работе при нарушении чтения, если нарушено звено зрительного восприятия.
На следующем этапе необходимо закрепить образ буквы, но уже не отдельно, а в слове. Здесь можно воспользоваться методом словесного анализа при сравнении букв, сходных по написанию.
Хочется надеяться, что те варианты коррекционной работы, которые были предложены, помогут учителям преодолеть быстрее и с наибольшей отдачей период освоения азбуки и цифр с детьми, имеющими трудности зрительного восприятия.
Подготовила тифлопедагог Куклина Н.Ю. |