Суббота, 04.05.2024, 12:10
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

МАОУ "СОШ № 7 имени Пичуева Л.П." (детский сад)

Главная » 2021 » Ноябрь » 22 » Счётные палочки Развиваем мелкую моторику рук и готовим детей к обучению грамоте и письму.
11:54
Счётные палочки Развиваем мелкую моторику рук и готовим детей к обучению грамоте и письму.

Счётные палочки

Развиваем мелкую моторику рук и готовим детей к обучению грамоте и письму

Известно, что уровень развития речи зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если она соответствует возрасту, то и речевое развитие детей находится в пределах нормы. Следовательно, тренировка  движений пальцев рук является важным фактором, стимулирующим речевое развитие, способствующим улучшению артикуляционной моторики, а также подготовке кипи руки к письму и, что немаловажно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга. Кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем поможет детям овладеть письмом.

Система занятий по развитию мелкой моторики разнообразна: все ее компо­ненты должны сочетаться между собой, продолжать друг друга, дополнять один другой. Говоря о развитии руки, не­обходимо подчеркнуть: мелкая моторика - важный компонент готовности к школе, но именно компонент, так как важна цело­стная, разноаспектная подготовка ребенка к тем видам деятельности, которые ждут его в период школьного обучения.

В дошкольном возрасте (4-7 лет) осо­бое значение имеет целенаправленная ра­бота, проводимая в двух направлениях:

  • тренировка мышечно-связочного ап­парата;
  • развитие координации движений.

      Наряду с пальчиковыми играми и уп­ражнениями на координацию движений  пальцев руки мы предлагаем, использовал в работе с дошкольниками занятия со I счетными палочками.  Предлагаемые уп­ражнения развивают не только ручную умелость, ловкость,  координацию, пи и внимание, воображение, мышление, сооб­разительность; позволяют закрепить пред­ставления о геометрических фигурах, по­мочь детям овладеть конструктивными на­выками и  познакомить их с понятием «симметрия».

Занятия со счетными палочками полезны и  для формирования математических представлений у детей дошкольного возраста. Для этого предлагаются следующие 1 задания: сосчитать палочки, из которых выполнена фигура; если фигура составле­на из разноцветных палочек, то сосчитать палочки каждого цвета; сосчитать геомет­рические фигуры, изображающие предмет, и уголки у фигур; самому придумать и сло­жить фигуру из заданного количества па­лочек.

Составление фигур из палочек начина­ется с простого изображения. В процессе выполнения задания необходимо объяс­нять ребенку, как называется та или иная фигура, как сложить домик или солнце. Показ образцов изображений сопровожда­ется стихами, изображениями реальных предметов (для младшей и средней групп), загадками, потешками. Это необходимо, для того чтобы у ребенка возникал не только зрительный, но и слуховой образ, в также для поддержания интереса к данно­му виду деятельности.

Младший дошкольный возраст. До­школьникам этого возраста мы предлага­ем карандаши, так как им трудно коорди­нировать движения рук и пользоваться мелкими предметами. Упражнения вы­полняются совместно со взрослыми и со­провождаются пошаговыми инструкция­ми. Дети компонуют из палочек про­стые геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник), а также изображения несложных предметов (за­бор, дорожка, окно и т.н.). Обязательным условием является рассматривание по­лученного изображения и называние предмета.

Средний дошкольный возраст. Изобра­жения, предлагаемые детям, усложняются (состоят из двух-трех частей). Это может ныть телевизор, ежик, флажок и др. В этом возрасте детям выдаются разноцветные счетные палочки. Педагог перед выполне­нием задания решает вместе с детьми, как можно составить ту или иную фигуру, и результаты детской деятельности рассмат­риваются и анализируются.

Старший дошкольный возраст. Предлагаемые фигуры усложняются: теперь они состоят из большего количества элемен­тов, которые дошкольники могут объеди­нить небольшим сюжетом. Дети уже в со­стоянии самостоятельно выполнять зада­ния. Дошкольникам старших групп можно предложить спички (со срезанной серой). Это усложняет задачу: от детей требуются более четкие движения рук и пальцев. Обила тельным условием остается анализ результатов деятельности. В этом возрасте мы предлагаем дошкольникам составить фигуры из заданного количества спичек, что способствует формированию навыков счета. Выполняют дети и творческие зада­ния (но замыслу), дающие возможность проявить свою фантазию. Кроме того, до­школьники выполняют задание на выкла­дывание ритмического рисунка, что разви­вает умение слышать и воспроизводить ритм, а также играют в игры на развитие внимания с использованием выполненных детьми изображений («Угадай, что изме­нилось»).

Подготовка дошкольников 6-летнего возраста к письму имеет самостоятельное значение: дети уже способны пользоваться Пишущим инструментом и освоить конфи­гурацию печатных букв. Возможности старших дошкольников расширяются: ру­ки становятся более ловкими, а сами дети самостоятельными. Они способны созда­вать изображения, состоящие из множест­ва деталей, проводить анализ и синтез изображения, а также придумывать и выкла­дывать различные фигуры: людей, животных, растения, машины и т.п. Старшим дошкольникам нравятся соревнования: каж­дый самостоятельно выкладывает приду­манные им фигуры из заданного количества палочек. Желательно, чтобы фигуры, придуманные каждым ребенком, были сюрпризом для другого, тогда их интерес­нее сравнивать. Играть можно на время или на использование определенного ко­личества («Кто раньше сложит три фигу­ры?», «Использовать в фигуре шесть пало­чек»). Когда фигуры готовы, дети показы­вают их друг другу, проверяя, сколько па­лочек использовано, и фигуры с «непра­вильным» числом палочек не засчитываются.

С готовыми фигурами можно поиграть, например, в игру «Найди, что измени­лось»: один ребенок отворачивается, а дру­гой добавляет к солнышку один или два луча; первый, глядя на изображение, дол­жен определить, какие фигуры измени­лись и как. Возможностей их видоизмене­ния много: можно удлинять или укорачи­вать вагоны и лодки, надевать на людей шляпы, пристраивать дома и т.п. Дети лю­бят эту игру еще и потому, что она дает простор фантазии, например, позволяет ра­зыграть с помощью палочек историю про Винни-Пуха и ослика Иа.

Впоследствии дошкольникам можно предложить палочками «нарисовать» по­нравившегося героя книги, реконструиро­вать фигуру, что способствует развитию и мышления, и пространственной ориенти­ровки.

Мы считаем: система игр и упражнений с палочками является одним из эффектив­ных средств в системе работы по развитию речи и обучению грамоте. Включение в эту работу упражнений по выкладыванию букв формирует знание зрительных обра­зов букв и умение соотносить звук с бук­вой, что важно для последующего обуче­ния чтению. Кроме того, упражнения с па­лочками способствуют выработке гибкос­ти п точности движений рук, развитию глазомера.

Учитель-дефектолог (тифлопедагог): Силантьева Н.П.

 

 

Просмотров: 82 | Добавил: KolokolchikUI | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz