Развитие зрительного восприятия у детей с нарушенным зрением, через «Художественное конструирование»
Развитие зрительного восприятия у детей дошкольного возраста является важнейшим направлением реабилитации слабовидящих детей. У детей с нарушениями зрения в условиях спонтанного познания предметного мира формируется значительно меньший объем представлений о сенсорных эталонах. Дети со зрительной недостаточностью (в случае отсутствия нарушений цветового зрения) меньше трудностей испытывают при овладении эталонами «цвета», больше – при овладении эталонами «формы», «пространства». Поэтому одним из направлений специальной работы по развитию зрительного восприятия является коррекция и развитие представлений о сенсорных эталонах как средстве осуществления перцептивных процессов, формирование у детей системы сенсорных эталонов; обучение навыкам использования этих эталонов при анализе качеств и свойств предметов окружающего мира; развитие сенсорных обследовательских действий. Это позволяет расширить и корректировать предметные представления детей при познании окружающего мира. Глубокое восприятие формы предполагает умение выделить в предмете отдельные элементы, соответствующие тем или иным геометрическим образцам. Поэтому большое значение на занятиях по развитию зрительного восприятия детей уделяется умению зрительно расчленять форму предмета на составные части, а также воссоздавать форму предмета из геометрических фигур. В своей работе с детьми с нарушением зрения мы используем приемы конструирования из плоских геометрических фигур из раздела «Художественное конструирование».
Конструирование изображения создается путем определенной организации пространства, соединения между собой геометрических фигур для передачи основных частей и деталей изображаемых объектов. На занятиях тифлопедагога по развитию зрительного восприятия, дети конструируют на разноцветных фонах, из определенного набора плоских геометрических фигур. Градация величины геометрических фигур дает возможность работать детям с разной остротой зрения. В процессе нахождения детьми геометрических фигур нужного размера, формы, цвета идет зрительный поиск. Эта деятельность носит моделирующий характер. Дети, конструируя изображения объектов реальной действительности, передают не только общий вид предмета, но и его строение, отношение между основными частями. В процессе данной деятельности происходит овладение действиями перцептивного моделирования. Данный вид деятельности тесно связан с лечебно-восстановительной работой, направленной на лечение косоглазия и амблиопии, активизацию зрительных функций ребенка. предусматривает развитие фиксации, локализации, прослеживающей и других зрительных функций детей. Выкладывая из геометрических фигур предмет, дети упражняются в выделении его формы, цвета, величины, что очень важно в период повышения остроты зрения ребенка.
Учитель-дефектолог: О. М. Дамм |