Особенности развивающей предметно – пространственной среды для детей с нарушением зрения
Одним из главных направлений коррекционно-педагогического процесса МАОУ «СОШ № 7 им. Пичуева Л.П.» является развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения и предупреждение вторичных заболеваний.
В нашей группе создана благоприятная комфортная обстановка, способствующая процессу обучения: оптимально используются наглядные пособия, достаточная освещенность помещений, удобно размещено оборудование, расположен наглядный материал на уровне глаз детей и на доступном расстоянии.
Групповая комната разделена на игровую зону и учебную. По гендорному воспитанию игровые уголки для мальчиков и девочек отделены. Для коррекции зрения у мальчиков на полу лежит коврик, на котором изображены дорожные движения. Мы его назвали тренажёром «Дорожки», по которым дети катают машинки в разном направлении по линиям (прямой, косой, по кругу). Благодаря этой игре, у них тренируются мышцы глаз; развивается поле зрения и прослеживание функции глаза.
С детьми сделали весеннее панно на стене. Они вырезали ласточек, разукрасили и пластилином налепили первоцветы, вырезали их и наклеили на стену. Оно у нас не только для украшения группы, согласно времени года «Весна», а используется, как тренажёр. Например, называю: солнце, третья ласточка слева, подснежник справа и т.д. Ребята ищут глазами названные изображения, не поворачивая головы и туловища. Во время выполнения этого задания у детей развивается поле зрения, тренируются мышцы глаз, снижается утомление глаз. Развивается ориентировка в пространстве.
Коррекционная работа проходит через индивидуализацию образования .
Для этого с родителями сшили «Удивительные конверты», которые использую и для коррекции зрения. Например, по запросу детей, согласно теме недели, в «Удивительные конверты» кладу раскраски, карточки с заданиями, лабиринты, дидактические игры, которые развивают зрительное восприятие, поле зрения, тренируют мышцы глаз, развиваются прослеживающие функции глаз.
В группе есть уголок уединения, в котором ребята могут полежать, расслабиться и при этом снять напряжение и усталость с глаз, смотря на разноцветные снежинки. Или, уединяясь, рассматривают иллюстрации в книгах, альбомах. При этом у них развивается зрительное восприятие. В своей работе соблюдаю рекомендации тифлопедагога, поэтому дети садятся на диван для рассматривания иллюстраций согласно своим диагнозам. Например, дети с расходящим косоглазием, рассматривая иллюстрации, садятся по краям так, чтобы глаз с окклюзией был к центру. Дети со сходящим косоглазием садятся в центре. В старшей группе они знают, как садиться. Я только контролирую.
В учебной зоне находятся центры: «Весёлая математика», «Патриот», «Речевичок», «Почемучка», «Мастерская». Дети в них занимаются не только по образовательным областям, но и по коррекционной работе по зрению.
Например, в центре «Мастерская», ребята не только развивают свой творческий потенциал, но и зрительное восприятие:
- разукрашивая раскраски по теме недели, развивают зрительно – моторную координацию;
-рисуя по памяти, по замыслу, используя кривые, прямые, волнистые линии; развивают прослеживающие функции глаз;
- так же они обводят через кальку изображения и по желанию вырезают, заштриховывают, раскрашивают. При этом у детей развивается острота зрения, бинокулярное зрение, прослеживающие функции глаз.
В центре «Математика» дети не только развивают свои математические способности, но и зрительное восприятие, мелкую моторику и осязание, ориентировку в пространстве. В центре на уровне глаз лежат и доступны:
-лабиринты. Они развивают поле зрения, остроту зрения, подвижность глаз;
-игра «Какого предмета не хватает». Согласно заданиям к этой игре, дети рассматривают вертикально и горизонтально расположенные в ряд предметы, в следствии чего, развиваются функции прослеживания глаз;
-«Путаницы», дети ищут предметы, которые спрятались в путанице. Развивает стереоскопическое зрение;
-рабочие тетради. Совершенствуется зрительно – моторная координация, зрительная память;
-счётные палочки, спички, пуговицы, камешки, шишки и т.д. для развития мелкой моторики и осязания.
В группе созданы коррекционные центры: «Зрительное восприятие», «Ориентировка в пространстве», «Осязание и мелкая моторика».
Центр «Зрительное восприятие»: в нём, например, такие коррекционные игры и упражнения: разнообразные пазлы, кольцеброс, «Танграм» «Колумбово яйцо» и т.д. для развития остроты зрения, глазомера, поля зрения, цветоразличения основных цветов и их оттенков, бинокулярного зрения.
Центр «Ориентировка в пространстве»: разнообразные лабиринты, игра «Поймай рыбку», «Определи направление», и т.д.. Они способствуют активизации деятельности амблиопического глаза, развитию остроты зрения, прослеживающих функций глаз, развивают мышцы глаз.
Центр «Осязание и мелкая моторика»: «Найди на ощупь», «Заплети косички», «Шнуровка», «Сортировка круп», «Собери картинку» и т.д., развивают мелкую моторику и осязания. А так же остроту зрения.
Тренажёры на стенах. Они развивают зрительное восприятие, снижают напряжение и усталость глаз, развивают прослеживающие функции глаз. Пользуюсь разными приёмами:
-я веду по линиям указкой, проговаривая движение. Ребята прослеживают движение указки взглядом;
- ребёнок ведёт указкой по линиям, все дети прослеживают взглядом;
- дети прослеживают взглядом, согласно моим словесным указаниям.
Упражнение проводить 5-6 раз.
Тренажёры на палочках использую для развития мышц глаз. Они соответствуют темам недели. Так тема «Дикие животные» - медведь на палочке, «Весна» - солнышко, первоцветы на палочке и т.д.
Как я работаю с этими тренажёрами: движения тренажёра разнообразны – влево, вправо, вверх, вниз, по диагонали, по кругу, по периметру. Обязательно проговариваю все движения. Соблюдаю рекомендации тифлопедагога: учитываю диагноз ребёнка, например, детям с расходящим зрением нельзя смотреть вверх. Ребята с этим диагнозом знают, поэтому они закрывают глаза или опускают взор вниз.
В группе подобрана серия электронных гимнастик, согласно темам недели. Во время прослеживания детьми движения предмета на экране, я их проговариваю или проговаривает ребёнок.
В заключении хочу сказать, что при регулярном проведении коррекционных упражнений, глаза меньше устают, зрительная работоспособность повышается, улучшается кровообращение; а это способствует предупреждению нарушения зрения и развитию глазных заболеваний. А так же повышается острота зрения, развиваются двигательные функции глаз и бинокулярное зрение. Следовательно, повышается познавательная активность ребёнка, улучшается психо – эмоциональное самочувствие и здоровье детей.
Воспитатель старшей группы: Перфильева В.А. |