Интерактивные игры на занятиях по развитию зрительного восприятия
На коррекционно-развивающих занятиях я использую как готовые обучающие игры и программы, так и задания, изготовленные в программе Microsoft Office PowerPoint. Готовые игры - это интерактивные игры, формирующие и развивающие представления детей о цвете, форме, величине предметов, развивающие навыки пространственной ориентировки, внимание, память, логическое мышление, элементарные математические представления, слуховое восприятие. Для работы с детьми с нарушениями зрения использую только игры с яркими крупными объектами, с полноэкранной развёрткой, с яркими насыщенными цветами и чёткими контурами изображений. В занятия включаю отдельные задания из следующих игр: «Весёлые моторы», «Загадки тигрёнка Усика», «Детская энциклопедия», «Мир за твоим окном» и «Алик: скоро в школу» Они наиболее полно отвечают требованиям, предъявляемым к демонстрационному материалу для детей с нарушениями зрения по цветности и крупности объектов и по возможности реализации максимального количества коррекционных задач.
Подбираю каждому ребенку необходимый именно ему набор упражнений, включающий в себя задания на формирование сенсорных эталонов (цвет, форма, величина) – узнавание, локализация из множества объектов, оперирование; задания, способствующие развитию зрительно-моторной координации и прослеживающей функции глаза; задания на развитие навыков ориентировки в пространстве, на развитие зрительного и слухового внимания, логического мышления; развитие элементарных математических представлений.
Т.о., решаю практически все коррекционные задачи:
- формирование предметных представлений;
- формирование сенсорных эталонов;
- развитие навыков ориентировки в пространстве;
- развитие восприятия сюжетного изображения;
- развитие аналитико-синтетической деятельности и восприятия сложной формы;
- развитие восприятия глубины пространства;
- развитие зрительно-моторной координации.
Благодаря возможности демонстрации пособий не только на мониторе, но и на экране при помощи медиапроэктора, учитываем и зрительную нагрузку детей, и изменяем расстояние от глаз до монитора и экрана.
Детям со сходящимся косоглазием требуется вертикальное полотно, поэтому при работе с такими детьми рационально использовать задания, разработанные в PowerPoint.
Задания на развитие предметных представлений создаются путём вставки в презентацию изображений, предварительно обработанных в графическом редакторе (очищен фон, исключены второстепенные детали, добавлен чёткий контур, усилен контраст и т.д.)
Большие возможности разработки заданий на развитие восприятия цвета обусловлены наличием в программе широкого спектра цветовой гаммы, что позволяет получать большое количество оттенков разных цветов.
Задания на развитие восприятия формы создаются благодаря наличию большого количества автофигур, цветность и величину которых легко изменять в зависимости от поставленных задач.
Наибольший интерес у детей вызывают задания, при выполнении которых они работают инструментом «карандаш». В первую очередь это задания на развитие зрительно-моторной координации.
Дети с удовольствием раскрашивают, штрихуют и обводят при помощи компьютерной мышки, что при реализации коррекционных задач способствует совершенствованию навыков работы с компьютером, что важно для детей, получающих компьютерное лечение.
Конечно, задания из готовых развивающих игр, так же, как и пособия, разработанные программе Microsoft Office PowerPoint, не могут полностью заменить традиционную наглядность, используемую на занятиях по развитию зрительного восприятия, они могут быть дополнительным средством решения коррекционных задач.
Занятия с использованием компьютером для детей 5-6 лет не должны проводиться чаще двух раз в неделю. Продолжительность непрерывной работы с компьютером – не более 10 минут.
Для снижения утомляемости под воздействием работы с компьютером чрезвычайно важна гигиенически рациональная организация рабочего места за компьютером, проведение зрительной гимнастики, снимающей утомление глаз.
Подготовила тифлопедагог Куклина Н.Ю. |