Формирование знаний, умений и навыков по социально-бытовой ориентировке у детей с нарушением зрения
Овладение навыками социально-бытовой ориентировке облегчает социально-психологическую адаптацию детей с нарушенным зрением. Формирование знаний, умений и навыков по социально-бытовой ориентировке в детском саду проводятся на специальных коррекционных занятиях. Содержание занятий включает в себя следующие темы: «одежда», «обувь», «мебель», «посуда», «транспорт», «птицы», «дикие, домашние животные», «овощи и фрукты», «деревья», «времена года», «труд взрослых» ,ребенку о нем самом, « части тела, функциональные возможности организма, культура поведения» Занятия по темам позволяют детям овладеть умениями и навыками самообслуживания, охраны зрения, навыкам гигиены, осязания, обучают правилам поведения, умению устанавливать личные взаимоотношения в семье, в группе, в общественных местах. Для формирования знаний, умений и навыков по социально-бытовой ориентировке применяются различные методические приемы: объяснение, показ, экскурсии, разного вида игры.
Игре придается исключительное значение, т.к. она позволяет ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать свой опыт. Через сюжетно-ролевую игру дети знакомятся с элементарными бытовыми и социальными ситуациями в таких играх как: «дом», «семья», «магазин», «поликлиника», «парикмахерская», и т.п. Для формирования предметных представлений об окружающем мире проводятся дидактические игры с использованием сенсорных игрушек (пирамидки ,матрешки, мозаики кубики, различные вкладыши бусы конструкторы и т. д.).Для успешной совместной игровой деятельности применяются игры интеллектуального развития типа «лото», «домино», «шашки». Занятия, игры, упражнения помогают детям понять и освоить нормы социального поведения. Но усилий только детского сада недостаточно. Знания, полученные в детском саду должны закрепляться в семье. Будьте наблюдательными, проявляйте интерес к играм, занятиям своих детей, принимайте любую форму игры, активно участвуйте в жизни вашего ребенка .
.
Тифлопедагог Дамм О.М. |