«Формирование мотивационной готовности к школе у старших дошкольников»
Переход с детского сада в школу - является одним из самых главных моментов в жизни каждого ребенка. Освоение новой учебной деятельности, образование новых взаимоотношений, вхождение в новые условия деятельности, адаптация в системе новых отношений, это небольшая часть того с чем столкнется ребенок. Поэтому необходимо учесть множество моментов при психологической подготовке детей к переходу в школу.
На результат успешности данной деятельности будет, безусловно, влиять психологическая готовность детей к школе. Поэтому эта проблема чрезвычайно актуальна.
Психологическая готовность к обучению понятие многогранное. Наиболее значимой сферой психологической готовности является сформированность мотивационной готовности. Именно отсутствие мотивационной готовности влечет за собой огромное количество трудностей, которые будут противоречить успешному систематическому обучению ребенка в школе.
Более подробно рассмотрим, что же представляет собой мотивационная готовность детей к школе, ее содержание.
Мотив - это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребности субъекта. Под мотивом также часто понимают причину, лежащую в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта.
В качестве мотивов могут выступать потребности, интересы, убеждения, представления о нормах и правилах поведения и др. В основе любого действия или поступка имеется мотив или совокупность мотивов, которые запускают (побуждают) и направляют активность человека.
Мотивы готовности к обучению в школе – это внутренние и внешние факторы, побуждающие ребенка на усвоение новых знаний.
Под мотивационной готовностью понимают желание учиться, отношение к школе и учебе как к серьезной деятельности.
В старшем дошкольном возрасте структура мотивов приобретает относительную устойчивость. Доминирующее положение в ней начинают занимать познавательные и широкие социальные потребности.
У детей, поступающих в школу, как показывают исследования ученых, широкие социальные мотивы выражают возникающую в старшем дошкольном возрасте потребность занять новое положение среди окружающих, а именно положение школьника, и стремление выполнять связанную с этим положением серьезную, общественно значимую деятельность.
Наличие у ребенка мотивации - хорошо выполнять предъявляемые требования, показать себя с самой лучшей стороны, заставляет его проявлять активность в отборе и запоминании необходимой учебной информации.
Деятельность работников детского сада по развитию мотивационной готовности к школе у детей и формирование положительного отношения к школе в целом складывается из:
- формирование у детей правильных представлений о школе и учении;
- формирование положительного эмоционального отношения к школе;
- формирование опыта учебной деятельности;
-формирование позиции будущего школьника.
Таким образом, развитие мотивационной готовности к школе и обучению предполагает формирование представлений дошкольника о том, каким будет обучение в школе, знаний о том, каким будет его завтрашний день и подготовку ребенка к нему.
Как же развивать мотивационную готовность детей к школе, какие способы использовать? Это один из главных вопросов, который стоит перед всеми дошкольными учреждениями.
Для формирования и развития мотивационной готовности в детском саду используется ряд приемов и способов, которые мы и рассмотрим.
Самое главное, что необходимо сделать для развития мотивационной готовности, это:
1. Поддерживать интерес ребенка ко всему новому, отвечать на его вопросы, давать новые сведения о знакомых предметах.
2. Организовывать экскурсии в школы, знакомить с основными атрибутами школьной жизни.
3. Практиковать приходы детей-школьников в детские сады.
4. Использовать загадки на школьную тему.
5. Подбирать развивающие игры типа «Собери себе портфель в школу», «Разложи все по порядку», «Что лишнее?».
6. Организовывать и вовлекать воспитанников в сюжетно-ролевые игры тип «Школа», «Школа зверей», «Магазин школьных принадлежностей» и др.
Таким образом, основная задача воспитателя - показать ребенку, что много неизвестного и интересного он может узнать в школе.
Надо помнить, что знакомство детей с новым материалом должно осуществляться на основе деятельностного подхода с использованием сюжетно-ролевых игр, когда новое знание не дается в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. А задача воспитателя - подводить детей к этим "открытиям", организуя и направляя их поисковые действия.
Необходимым условием организации занятий с дошкольниками, является психологическая комфортность детей, обеспечивающая их эмоциональное благополучие. Атмосфера доброжелательности, увлекательной и актуальной игровой ситуации, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.
Желаю успехов в воспитании детей!!!
Педагог-психолог: Иванцова О.В.
|